Народная тропа. Что делать с негласными правилами в коллективе
Вспомните про планирование аллей в парках: если появляется тропинка от остановки, ее бесполезно перекрывать оградой
В каждой организации существуют как официальные, закрепленные в Уставе, приказах или должностных инструкциях требования, так и просто общепринятые правила — они нигде не прописаны, но всем известны и все им следуют. Могут ли такие неписаные соглашения плохо сказываться на работе, и если да, то как с ними бороться?
Примеры негласных правил
Представьте обычный рабочий день: есть команда, у которой в работе несколько проектов. Лидер команды выбирает из них приоритетный, над которым коллеги активно работают весь день и успешно заканчивают. Но на следующий день команда получает от босса выговор за то, что работала над этим проектом, а не над другим, более интересным лично руководителю. Это пример прямого конфликта: из официальных правил компании следует, что надо работать над проектом 1, а из негласных правил — что над проектом 2, который важен для руководителя самого верхнего звена. Возникает рассогласованность: работники просто перестают понимать, что именно от них требуется, теряются, продуктивность снижается.
Второй пример: появляется новый проект, о котором еще нет точной информации, но нужно оценить сумму. Менеджер идет к специалистам с вопросом: «Сколько это будет стоить?» Скорее всего техотдел не может точно оценить задачу без всех данных, но менеджер настаивает и просит хотя бы примерный прогноз. Специалисты называют определенную сумму, например, 1 млн. Штатная ситуация, но зачастую бывает так, что потом менеджер приносит в техотдел уже готовый контракт, в котором прописан этот 1 млн, но вот работы указано на полтора. С официальной точки зрения прогноз, который дал технический отдел — это не обязательство. Но из-за поведения менеджера и негласных правил компании техотдел оказался в неловкой ситуации. К тому же, это мешает бизнесу: люди просто перестают давать прогнозы, если не уверены в них на 150%, и рабочий процесс стопорится.