Битва вестернов в Венеции: "Братья Систерс" против «Баллады Бастера Скраггса»
На кинофестивале в Венеции показали «Балладу о Бастере Скраггсе» — новый фильм братьев Коэнов с Джеймсом Франко, Лиамом Нисоном и Томом Уэйтсом. Сразу же следом состоялась премьера другого вестерна — "Братьев Систерс" француза Жака Одийяра с Хоакином Фениксом в главной роли. Разбираем оба фильма, которые сошлись в дуэли в основном конкурсе.
Борьба за то, чтобы именно на твоем фестивале показали лучшие фильмы года — это только полдела; потом их еще нужно остроумно между собой сгруппировать. Программирование венецианского конкурса в этом году безупречно.
Спустя день после “Суспирии”, которая рассказывала о схождении девушки в ад где-то в разделенном Берлине, наступил “Закат” — история ровно о том же, но в Австро-Венгрии накануне Первой мировой.
В один день с художественным фильмом “Ночь двенадцатилетия” показали документальную картину Эмира Кустурицы “Эль Пепе: Верховная жизнь”. В первом будущий “самый бедный президент в мире” , а пока еще просто молодой революционер Хосе Мухика с оружием в руках ввязывается в борьбу за власть и оказывается в тюрьме, где проведет дюжину лет. Во втором фильме он же — добрый и чудаковатый, но все еще страстный и сильный старик — пересказывает свою историю балканскому режиссеру.
Но самая очевидная дуэль фестиваля пока что — перестрелка между вестернами “Баллада Бастера Скраггса” братьев Коэнов и “Братьями Систерс” Жака Одияйра. До конца фестиваля к ним присоединится еще и австралийский фильм Дженнифер Кент “Соловей “ — и противостояние режиссеров превратится в сцену из “Хорошего, плохого, злого”. Но пока Дженнифер не взялась за ружье, интересно искать параллели между ветеранами брутального кино, внезапно оказавшимися великими гуманистами.
“Баллада Бастера Скраггса” выросла из мини-сериала: Коэны пообещали Netflix вестерн в шести частях, но сжульничали точно так же, как два года назад Вуди Аллен с Amazon. Тот снял один фильм и предельно неаккуратно распилил его на шесть равных кусков — так получился странный сериал “Кризис в шести сценах”. Братья тоже объединили свои новеллы в один двухчасовой фильм, но хотя бы позаботились о том, чтобы у каждой был свой поджанр, свой сюжет и свои лица. В одной из глав Джеймс Франко потешно стреляется со стариком, увешанным сковородками. В другой Лиам Нисон с сердобольным лицом эксплуатирует безрукого и безногого калеку-актера. А в третьей Зои Казан собирается замуж — с кровавыми последствиями для всех вовлеченных. В каждой из глав