«В будущее возьмут не всех»: путеводитель по выставке Ильи и Эмилии Кабаковых
Эмилия Кабакова объясняет, как смотреть выставку в Новой Третьяковке, которая идет до 13 января
С начала сентября в Новой Третьяковке идет ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех». Это первая большая ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых в России, самых известных современных русских художников по данным экспертов и мировых рейтингов.
Выставка — результат содрудничества трех музеев: лондонского Tate Modern, Эрмитажа и Третьяковской галлереи. Впервые экспозиция была показана в Tate Modern в 2017 году, ее открытие совпало со столетием Великой октябрьской революции. Рифма очевидна: в своем искусстве Илья Кабаков удивительным образом отразил полвека истории России и ее переход из прошлого столетия в нынешнее.
Подготовка к ретроспективе заняла два года. Работы пришлось собирать по всему миру, ведь большинство инсталляций и картин Кабаковых давно уже прописаны в музейных и частных собраниях от Америки до Японии.
Выставка была задумана как тотальная инсталляция «Жизнь художника», в нее вошли все сюжеты и темы, с которыми Кабаковы работали на протяжении долгих лет. В Третьяковке можно увидеть графику 1960-х годов, альбомы, картины советского периода, тотальные инсталляции, множество моделей и огромные, сияющие яркими красками холсты — новые живописные серии Ильи Кабакова.
Все три музея показали свой вариант ретроспективы. Выставки отличаются друг от друга не только архитектурой и расположением работ в залах, но и тем, что за картины и инсталляции входят в каждую из этих версий. Так, московская ретроспектива открывается знаменитой картиной «Жук» (1982), проданой на аукционе Phillips de Pury в Лондоне в 2008 году почти за $6 млн и установившей новый ценовой рекорд для современного русского искусства и для работ Ильи Кабакова в частности. Работа находится в коллекции Вячеслава Кантора, который предоставил ее на выставку.
Из Лондона выставка переехала в Санкт-Петербург и расположилась в светлых залах Главного штаба Эрмитажа. И наконец, приехала в Москву.
В будущее возьмут не всех
Фраза «В будущее возьмут не всех» впервые прозвучала в далеком 1983-м. Так называлось эссе Ильи Кабакова, напечатанное в самиздатовском журнале «А-Я». «Кто решает? Кого возьмут? Кого не возьмут?» — в этом ироническом тексте главными начальниками от искусства выступали великий революционер Казимир Малевич и директор советской художественной школы.
В 2001 Кабаковы создали одноименную инсталяцию для Венецианской биеналле: уходящий поезд и брошеные на перонне холсты — работы художника, которого в будущее не взяли. Сегодня эту инсталляцию можно увидеть на выставке в Третьяковке.