Накреативил и устал: что руководители думают о сотрудниках-зумерах
Хотят сразу стать «руководителями всего», плохо работают с рутинными задачами и дедлайнами, нуждаются в эмоциональной поддержке и похвале, лучше всех креативят — так руководители российских компаний описывают сотрудников-зумеров. Forbes Young узнал, за что менеджеры их любят и ненавидят, какую работу им доверяют и как ищут с ними общий язык.
Все больше молодых людей, родившихся в конце 90-х и в 2000-х, выходят на рынок труда. В США, например, уже в этом году число работников-зумеров может превысить количество сотрудников-бумеров. В России молодежь в возрасте от 20 до 29 лет в 2022 году составляла 15,7% всех работающих людей. Очевидно, по мере взросления зумеров процент будет расти.
При этом три четверти руководителей в США считают, что работать с зумерами сложнее всего: им не хватает технических навыков, упорства, мотивации, продуктивности, они легко отвлекаются и пр. Недавно топы крупных компаний вроде Booking.com и Canva даже специально собрались в Калифорнии, чтобы поделиться своими «болями» и опытом работы с молодым поколением. Кто-то из них, желая подружиться с зумерами, сделал ставку на наставничество, другие предложили работникам бесплатные сессии с психологом, третьи стали давать молодым специалистам больше обратной связи.
Forbes Young решил узнать, что думают о зумерах российские работодатели, и поговорил с руководителями подразделений девяти компаний: Альфа-банка, VK, Avito, Циана, билайна, Skyeng, X5 Group, «ВкусВилла» и «Золотого яблока». Рассказываем, что их радует и что огорчает в поведении самых молодых специалистов, в чем, по их мнению, зумерам нет равных, а что, наоборот, дается им с трудом.
Хотят сразу стать «руководителями всего»
Дойти до цели быстро, почти не прилагая усилий — мечта многих зумеров. «Я проводила кучу собеседований, и часто [молодые кандидаты] сразу хотят стать руководителями всего, как минимум директорами банков, не задумываясь, что у них еще нет ни опыта, ни навыков», — утверждает глава отдела развития бизнеса Alfa Pay в Альфа-банке и победительница рейтинга Forbes «30 до 30» в 2023 году Татьяна Крестьянинова. С этим сталкивается и заместитель вице-президента по образовательным проектам VK Анна Степанова: «Зумерам очень тяжело и даже не хочется развиваться в горизонтальной экспертизе. Хочется быть сразу руководителем, идти в вертикаль, управлять всеми».
Мечтая о результатах «здесь и сейчас», молодые сотрудники не понимают, чего хотят в перспективе, и не строят длинный карьерный трек, замечает HR-директор «Золотого яблока» Елена Хренова: «Вопрос «Кем ты видишь себя через пять лет?», который так любят задавать на собеседованиях, бывает вообще неуместен. «Чего хочу? Хочу перемен, смены картинки, много денег, но никак не ответственности».
«Мы, миллениалы, боимся ошибиться, 10 раз проведем ресерч, 10 раз убедим себя, что это все и так знают, и не стоит даже браться. А зумеры вообще не переживают — просто идут и делают» Анастасия Сесекина, руководитель направления подбора и развития бренда работодателя X5 Digital
В этом виноваты соцсети, уверены руководители. Молодые люди видят быстрый успех у блогеров и ожидают, что и им тоже все дастся без труда. «Поэтому у многих на входе очень высокие амбиции: вот буду работать удаленно на Бали и получать миллионы», — считает руководитель направления по анализу данных в билайне Артем Смирнов. Это подогревают и онлайн-курсы, которые обещают быстрый вход в профессию и высокий заработок, полагает руководитель направления подбора и развития бренда работодателя X5 Digital Анастасия Сесекина. Она признается, что часто слышит от зумеров-кандидатов на джуниорские позиции, что они хотят зарплату в 100 000 рублей и выше, хотя обычно ставка для начинающих специалистов меньше и растет постепенно.
Не любят рамки и рутину
Нетерпеливость проявляется и в ежедневной работе. Смирнов из билайна и Наталья Цеберс, управляющая клиентского пути в онлайне во «ВкусВилле», говорят, что рутинные повторяющиеся задачи, в которых отсутствует хоть капля креатива, сразу отталкивают зумеров. Примеры таких задач: обработать файл в 1000 строк из открытого источника и привести его к единому формату, удалить дубликаты, проверить даты, оформить техническое задание для разработчиков, регулярно делать отчеты и высылать саммари в корпоративные чаты или почту, перечисляет Смирнов. Зумеры реагируют на подобные просьбы словами «меня это демотивирует», «такая работа угнетает», «надоело, устал», делится Цеберс. Похожая реакция у некоторых молодых сотрудников может быть на задачи со строгими дедлайнами. «Зумерам я отдаю бессрочные творческие проекты, а там, где нужна конкретика, скорость, быстрота реакции, работают миллениалы», — признается Крестьянинова.
Кроме того, проблемы возникают с корпоративными регламентами, например, с необходимостью оформлять отпуск за определенный срок, жалуется Сесекина. «Наша работа часто состоит не только из классных привлекательных процессов, но и из того, что вызывает откровенную зевоту, — признается она. — Документооборот, различные согласования — чтобы не свалиться в анархию, нам нужно соблюдать порядок, который искренне не понимают зумеры».