Россия строит на базе советского Ил-96 широкофюзеляжный авиалайнер Ил-96-400М

Naked ScienceHi-Tech

Ил-96-400М: прорыв или повторение старых ошибок?

Россия строит на базе советского Ил-96 широкофюзеляжный авиалайнер Ил-96-400М. Его судьба напрямую зависит от того, как долго руководство страны будет поддерживать на плаву авиационную индустрию.

Илья Ведмеденко

Back in the USSR

В современной России принято противопоставлять «удачные» советские пассажирские самолеты «неудачным» российским. На самом деле, такой подход сложно назвать правильным.

Наличие проблем у Sukhoi Superjet 100 и МС-21 (трудности, впрочем, есть всегда и у всех) не означает, что нужно идеализировать авиастроение СССР. Если узкофюзеляжные Ту-134 и Ту-154 еще можно назвать относительно удачными самолетами по советским меркам, то с широкофюзеляжными авиалайнерами в Стране Советов все было совсем далеко от идеала. Первым серийным советским пассажирским широкофюзеляжным самолетом стал четырехдвигательный Ил-86, впервые поднявшийся в небо 22 декабря 1976 года. И хотя его строили до 1997-го, всего создали 106 машин – то есть примерно в два раза меньше, чем выпустили современных «Суперджетов». Единственную экспортную поставку Ил-86, а также единственную коммерческую сделку с заводом-изготовителем заключили в свое время с КНР. Эксплуатировать машину прекратили в 2011-м.

Для сравнения, широкофюзеляжных самолетов Boeing 747 начиная с 1969 года произвели более 1500 единиц. Его закупили многие страны, включая Россию, и продолжают эксплуатировать даже сегодня.

Первым советским турбореактивным дальнемагистральным пассажирским самолетом межконтинентальной дальности стал Ил-62. Стартовый полет он совершил 3 января 1963-го. С 1966 по 1995 год построили 289 таких машин, из которых в результате катастроф и аварий потеряли 23. В результате всех этих инцидентов погибли 1086 человек.

Новой надеждой отечественного авиастроения должен был стать Ил-96, совершивший первый полет в 1988 году. Слово «новый» здесь можно употреблять лишь условно: машина построена на базе упомянутого выше Ил-86 и в целом унаследовала от него основные конструктивные особенности. Однако самолет не получилось сделать экономичным на фоне аналогов.
Серьезные проблемы и противоречия проявились крайне быстро, что было отчасти связано с ориентацией советского авиастроения на нужды ВПК. Из-за занятости Куйбышевского завода военными проектами пришлось отказаться от выбранного двигателя НК-56 в пользу ПС-90. Последний имел меньшую тягу: 16 000 кгс против 18 000 кгс. В силу этого потребовалось вносить изменения в конструкцию самолета, а именно – уменьшить длину фюзеляжа, сократить площадь крыла и пассажировместимость. В итоге появился базовый вариант Ил-96-300, который мог вместить 300 пассажиров. Дальность полета при максимальной загрузке составила 9000 километров.

Советский четырехдвигательный широкофюзеляжный пассажирский самолет Ил-86

Сложно сказать, сыграли свою роль метаморфозы силовой установки или же распад СССР и связанный с этим кризис авиастроения, однако все попытки сделать проект успешным завершились ничем. Ил-96 оказался провальным даже на фоне 86-го: за все годы построили лишь 30 машин. Один из современных эксплуатантов самолета – «Специальный летный отряд ««Россия»», предприятие, которое обеспечивает перевозку должностных лиц государства и других важных сотрудников спецслужб или Вооруженных сил России. Президентский самолет – Ил-96-300ПУ – почти не отличается от базовой модели по летным характеристикам, но имеет на борту дополнительное спецоборудование.

У Ил-96 есть один повод для гордости: за все время эксплуатации с ним вообще не происходило катастроф, повлекших гибель людей. Однако с учетом мизерного числа построенных самолетов это сложно назвать реальной заслугой авиастроителей. Тем более не стоит забывать, что практически все современные авиалайнеры – как западные, так и российские – отличаются высоким уровнем безопасности. Тот же Boeing 737 MAX – даже с учетом недавних катастроф – остается одним из самых безопасных самолетов в мире.

Ил-96-300 авиакомпании Аэрофлот

Новая жизнь

Россия давно взяла курс на «возрождение гражданского авиастроения». Чиновники часто говорят о планах конкурировать с мировыми гигантами на авиационном рынке, однако пока это только слова. Де-факто главная и единственная реальная цель – потеснить европейские и американские машины внутри самой России.

Так, при посредничестве нынешнего главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина появился Ил-96-400М. История самолета началась в 2017 году. «Президентом России по представлению коллегии Военно-промышленной комиссии выделены средства для финансирования в 2018-2019 годах работ по модернизации региональных самолетов Ил-114-300 (20,4 миллиарда рублей), дальнемагистральных Ил-96-400М (17,2 миллиарда рублей) и двигателя нового поколения ПД-35 (7,8 миллиарда рублей)», – заявил тогда на заседании авиационной коллегии бывший вице-премьер Рогозин.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пищевые добавки: хорошие, плохие, непреднамеренные Пищевые добавки: хорошие, плохие, непреднамеренные

Каких добавок лучше избегать, а на что не стоит обращать особого внимания

Naked Science
Нет таких препятствий… Нет таких препятствий…

Давид Душман — живая легенда советского спорта

Огонёк
Лицо с экрана 2020 года: Алексей Пивоваров Лицо с экрана 2020 года: Алексей Пивоваров

Алексей Пивоваров доказал, что на YouTube есть место новостной повестке

GQ
Пора взрослеть: как мы меняем свою жизнь Пора взрослеть: как мы меняем свою жизнь

Этапы взросления описывает концепция четырех миров

Psychologies
Бренды образования Бренды образования

Как попасть в престижный университет и стоит ли туда стремиться?

Forbes
На что зомби могли бы заменить человеческие мозги в своём рационе: отвечают учёные На что зомби могли бы заменить человеческие мозги в своём рационе: отвечают учёные

Сравни со своим завтраком и задумайся: «А не зомби ли я?»

Maxim
9 бесполезных привычек, из-за которых мы тратим время впустую 9 бесполезных привычек, из-за которых мы тратим время впустую

Почему мы вечно спешим, но все равно нам не хватает времени?

Psychologies
Средний класс Средний класс

Младшая школа уже позади. В средней школе меняется буквально все

Лиза
Дети, которые провели много лет в плену у маньяков Дети, которые провели много лет в плену у маньяков

Эти страшные истории подтверждают, что никто не застрахован

Cosmopolitan
Господская болезнь Господская болезнь

Как (и почему) мы до сих пор болеем подагрой

N+1
Пять кошмарных примеров итальянского дизайна Пять кошмарных примеров итальянского дизайна

Порой цвет итальянского автодизайна выплевывал на рынок откровенных крокодилов

Maxim
Минуточку Минуточку

Время — самая неуловимая и загадочная материя

Добрые советы
Иди и греши! 7 смертных грехов как залог счастливой и спокойной жизни Иди и греши! 7 смертных грехов как залог счастливой и спокойной жизни

От грехов никуда не деться, но что с ними тогда делать?

Cosmopolitan
@V0Vo4ka, к доске! @V0Vo4ka, к доске!

Человечество убедилось, что очень многим совершенно незачем выходить из дома

Maxim
Откуда и когда появилось выражение «А… кто за тебя будет делать, Пушкин?» Откуда и когда появилось выражение «А… кто за тебя будет делать, Пушкин?»

Почему мы привыкли все свои дела перекладывать на великого поэта

Maxim
Издалека Издалека

Фантастическая повесть

Наука и жизнь
Страх и ненависть в рунете Страх и ненависть в рунете

Почему в российском сегменте интернета столько агрессии

Огонёк
Школа далеко, школа рядом Школа далеко, школа рядом

Что приобрести к 1 сентября, набор тетрадей или качественный планшет?

Psychologies
Моя цыпочка! Моя цыпочка!

Учимся выбирать куриное мясо правильно

Лиза
«Больше заниматься своими делами»: «коуч миллиардеров» Марина Мелия о том, как вырастить детей успешными и свободными «Больше заниматься своими делами»: «коуч миллиардеров» Марина Мелия о том, как вырастить детей успешными и свободными

Основные правила воспитания, которые помогут ребенку вырасти успешным

Forbes
Как Минску в 2020-м не повторить ошибок Москвы 1991 года Как Минску в 2020-м не повторить ошибок Москвы 1991 года

Как на фоне протестов в Беларуси пересматриваются события августа 1991 года

СНОБ
Древний щенок 14 000 лет назад успел поужинать одним из последних шерстистых носорогов Древний щенок 14 000 лет назад успел поужинать одним из последних шерстистых носорогов

Ученые расшифровали ДНК куска плоти, обнаруженного в желудке мумии щенка

National Geographic
Фитнес-подсказки Фитнес-подсказки

Как начать тренироваться, если ни разу в жизни не занимался спортом

Здоровье
В Австралии подсчитали содержание микропластика в морепродуктах с рынка. Он оказался везде В Австралии подсчитали содержание микропластика в морепродуктах с рынка. Он оказался везде

Становится все очевиднее, что в организм людей постоянно попадает микропластик

National Geographic
Вредные советы для тех, кому изменил партнер Вредные советы для тех, кому изменил партнер

Почему рекомендации окружающих по поводу неверности не всегда работают

Psychologies
Связь ожирения с риском развития рака объяснили большим размером органов Связь ожирения с риском развития рака объяснили большим размером органов

Больше клеток — выше вероятность мутации

N+1
«Сколько фильмов на эти темы нужно снять: 20, 15 или 10? Если честно, я бы не хотел отвечать на этот вопрос» «Сколько фильмов на эти темы нужно снять: 20, 15 или 10? Если честно, я бы не хотел отвечать на этот вопрос»

Иван И. Твердовский о своем фильме, посвященном трагедии «Норд-Оста»

Weekend
Мауна-Кеа – вулкан-рекордсмен Земли по относительной высоте Мауна-Кеа – вулкан-рекордсмен Земли по относительной высоте

Гавайский гигант, который выше Эвереста

National Geographic
В Кении спасли слона, раненного копьем: фото В Кении спасли слона, раненного копьем: фото

Животное могло погибнуть из-за инфекции в поврежденном хвосте

National Geographic
Только женщины спасут этот мир Только женщины спасут этот мир

Виктор Пелевин написал роман для читательниц

Эксперт
Открыть в приложении