Виктор Проскурин. Несогласный
С ним обожали дружить. При этом он был человеком независимым и непредсказуемым. Сложным... Но эта сложность — она же талант — обеспечила ему неповторимую актерскую судьбу и роли, по которым его еще долго будут помнить.
Елена Коренева: «Невозможно разлучиться»
С Витей Проскуриным я познакомилась на третьей в своей актерской жизни картине. Училась тогда на первом курсе Театрального училища имени Щукина, и меня утвердили в телевизионный четырехсерийный фильм режиссера Владимира Семакова «Синяя пустошь», который в результате вышел под названием «Назначение».
Съемки проходили в Горьком, целый месяц, зимой. Родители долго колебались, отпускать меня или нет: я никогда еще не уезжала из дома одна. Но все-таки решили, что пора мне зарабатывать деньги и, главное, начинать взрослую профессиональную жизнь. И вот часов в восемь утра стояла я на перроне холодного и ветреного горьковского вокзала, и меня никто не встречал. Прождала примерно час и чуть не плача, отыскав телефон-автомат, набрала домашний номер. Объяснила, что меня не встретили, а я не знаю даже названия гостиницы... Папа с мамой узнали телефон группы и сообщили мне. Оказалось, меня ждали на следующий день. Наконец прислали человека, который подобрал мой чемодан и привез в гостиницу. Я была напугана таким началом путешествия в Горький. Город показался недружелюбным. Решила, что зря согласилась сниматься. Никогда прежде и в гостиницах-то не жила. Предстоявший месяц виделся мучением и ошибкой, я плакала в своем номере и ходила с опухшим лицом.
На второй или третий день пребывания в Горьком сижу в мрачном настроении в гостиничном буфете, и тут заходит молодой человек, подсаживается ко мне за столик. Как выяснилось — мой будущий партнер по фильму Витя Проскурин. Нам предстояло играть влюбленную парочку — Машу и Петю. Просидели с ним часа два-три, пока буфет не закрылся. Витя смешил меня, развлекал, болтал и постоянно заказывал салат оливье... По-моему, мы с ним на любви к оливье и нашли общий язык. Много порций съели. Да еще оба оказались щукинцами, из одного театрального гнезда. А это сближает.
С Витиным появлением мое настроение сразу изменилось на сто восемьдесят градусов. Я уже сияла и ждала, когда после съемок снова сядем в буфете и будем коротать вечерок, запивая оливье шампанским, хохоча и глядя в синие сумерки за окном. Сам вид Вити — с его светлыми рыжеватыми волосами, зелеными прищуренными глазами, веснушками, веселой усмешкой и ямочками на щеках — и его яркий темперамент вносили солнечную энергию в любую тоскливую обстановку советских гостиниц и долгих съемок. Витя заражал своим талантом, быстрым умом и энергией. С ним невозможно было разлучиться. После окончания съемок в Горьком мы продолжили дружбу в Москве.
Он стал постоянным гостем у нас дома, очаровав всех — и сестру, и маму. А главное — папу, который вскоре пригласил Витю сниматься в «Большой перемене» в роли Генки Ляпишева. В нашей семье о Проскурине говорили с восторгом, всегда ждали его в гости, что даже вызывало ревность молодого человека, за которого я собиралась замуж. Отчасти это и стало причиной моего отказа сниматься у папы в роли Люськи — подружки Ляпишева. О чем сейчас, конечно, жалею. Но тогда мне казалось, что комедийный жанр не для меня, я видела себя в драматических ролях, да и присутствие рядом в течение длительного времени такого харизматичного партнера угрожало моим отношениям с избранником тех лет. А в Витю трудно было не влюбиться. Его индивидуальность, на мой взгляд, заключалась в редком сочетании юмора, иронии, разоблачительной до самоедства честности и геройском противостоянии любому коллективному «так принято». К тому же он был обаятельным сердцеедом, о чем говорит не единственный брак в его жизни, и все с красивыми, яркими, талантливыми женщинами.
Снова мы встретились в работе спустя тридцать лет — на сериале «Чистые ключи» Владимира Басова. Столько лет прошло с тех съемок в Горьком, а я все еще смотрела на Витю с трепетом, смеялась его шуткам, ловила колкие, остроумные замечания, любовалась всеми проявлениями этого совершенно особенного, совершенно независимого от общепринятых схем поведения человека. При случайных встречах мы радовались друг другу, обнимались, и несмотря на возраст и появившуюся усталость, Витя улыбался мне совершенно по-детски.
Владимир Басов: «И так смеялся!..»
— Хорошо, но у тебя со мной будут проблемы, — ответил Проскурин на предложение сняться в сериале «Любовь.ru».
Я удивился:
— Какие?
— У меня тяжелейший характер.
— Ну, у меня тоже не очень простой, — «успокоил» его я. — Поработаем.
Сериал, который мы с Ольгой Басовой снимали в 2000 году, задумывался как один из первых «звездных» у нас, и мне очень хотелось, чтобы там был Проскурин.
Правда не думал, что характер у него окажется настолько непростым. Нет, мы с Ольгой сделали через год картину «Черная кровь», и Витя стал для нас родным человеком. Год спустя приступили к съемкам сериала «Чистые ключи». Но там он работу не закончил из-за выпивки, озвучивал его уже другой артист. И все равно это не поставило точку в наших отношениях, хотя мы больше не приглашали Витю сниматься: время наступало такое, когда важна и дорога каждая минута и невозможно ждать, пока человек придет в себя.