Набоков-ученый, Бунин-постмодернист и сборник статей главного американского критика: 7 новых книг о писателях
Как в наши дни читать Тургенева и Чехова, что Набоков думал о теории Дарвина и правда ли, что Бунин был литературным консерватором, — Игорь Кириенков рассказывает о новых филологических и критических работах, которые позволяют по-новому взглянуть на известных авторов.
Алексей Конаков, «Евгений Харитонов: Поэтика подполья»
Новое издательство, 2022
Евгений Харитонов — один из крупнейших русских писателей второй половины XX века и, вероятно, центральная фигура отечественного квир-канона. Книга филолога Алексея Конакова (лауреата премии Андрея Белого за исследование советской неофициальной литературы «Вторая вненаходимая») — первая биография легендарного прозаика, драматурга, режиссера и педагога. Как и всякая новая работа о брежневской эпохе, «Поэтика подполья» учитывает культурологический бестселлер Алексея Юрчака «Это было навсегда, пока не кончилось»: благодаря ему хорошим тоном стало употреблять слово «вненаходимость» и плохим — описывать «длинные семидесятые» как густопсовый застой. Харитонов с его затейливым андерграундным бытом выглядит идеальной фигурой для подтверждения юрчаковской концепции. Но «Поэтика подполья» не только о том, как на самом деле жилось раскрепощенным художникам в позднем СССР. Конаков пытается объяснить, как работают тексты Харитонова сегодня; почему, открыв «Духовку» или любой другой рассказ из сборника «Под домашним арестом», мы испытываем такое удовольствие от этого удивительного, одновременно параноидального и насмешливого, русского языка.
Джордж Сондерс, «Купание в пруду под дождем»
Inspiria, 2022. Перевод с английского Шаши Мартыновой
Массовый российский читатель впервые узнал о Джордже Сондерсе в 2017 году, когда он получил Букеровскую премию за роман «Линкольн в бардо». Но пелевинофилы могли услышать про этого писателя гораздо раньше: в 2002-м в интервью журналу BOMB автор «Generation П» высоко оценил малую прозу Сондерса. Теперь, после выхода «Купания в пруду под дождем», стало понятно, кому он обязан своим исключительным талантом рассказчика — Гоголю, Тургеневу, Чехову, Толстому. «Купание...» выросло из курса лекций, который Сондерс читает в Сиракузском университете. Его аудитория — не школьники, дремлющие над «Носом» или «Певцами», а взрослые; в идеале — будущие писатели, мечтающие овладеть искусством детали и саспенса. Сондерс не жалеет времени и места, чтобы объяснить, как классикам удается захватить наше внимание и обмануть ожидания. Это пример медленного, вдумчивого и одновременно скептического чтения: Сондерс не робеет перед авторитетами и регулярно проверяет классические конструкции на прочность, указывая на уязвимые места. Особенно это заметно при разборе толстовского рассказа «Алеша Горшок», где все вроде бы предельно просто, чтобы не сказать безыскусно, — и вместе с тем совершенно непроницаемо.