Автор сериала «Хватит» о домашнем насилии и сексизме в обществе

ForbesРепортаж

«Мы живем в культуре стыда»: что документальный сериал «Хватит» рассказывает о проблеме насилия в России

Анастасия Андреева

Фото Getty Images

Вышла первая серия документального сериала, который детально разбирает тему насилия в разных сферах жизни женщины: от домашнего насилия до насилия в родах и харассмента на работе. Мы поговорили с автором проекта Настей Красильниковой о том, смог ли общественный дискурс повлиять на отношение к насилию и сексизму в обществе и почему в полицию об изнасилованиях заявляют только 10% женщин

С 5 августа на онлайн-платформах Start и Nonfiction выходит документальный сериал о проблеме насилия в России «Хватит». Проект снят студией «Амурские волны». В сериале шесть серий, раскрывающие тему насилия в разных сферах жизни: «Насилие в отношениях», «Насилие в детстве», «Культура унижения: сексизм в медиа, юморе и рекламе», «Харассмент и дискриминация женщин при устройстве на работу», «Насилие в родах», «Насилие и религия». По сути, это глобально исследование проблемы насилия в России. Мы поговорили с шеф-редактором студии «Амурские волны» и руководителем проекта «Хватит» Настей Красильниковой — об идее сериала, проблеме женоненавистничества в глянце и рекламе и о том, как можно бороться с харассментом и гендерной дискриминацией на рабочем месте.

Помимо работы в студии Красильникова известна как автор телеграм-канала «Дочь разбойника» — о, как она сама говорит, «приключениях сексизма и женоненавистничества в российских медиа и рекламе». Также она ведет канал «Вашу мать» про материнство и, в том, числе дискриминацию женщин с детьми, и является одной из трех ведущих подкаста «Ты же мать» на «Медузе».

Анастасия Красильникова
Анастасия Красильникова

Как родилась идея сделать документальный проект о проблеме насилия в отношении женщин в России?

В прошлом году Start и Nonfiction решили, что им было бы интересно сделать проект о насилии над женщинами в России, и коллеги из «Амурских волн» предложили мне возглавить работу над этим проектом. У меня есть некоторый опыт в работе с этой темой, плюс личные знакомства и, самое главное, аудитория.

Расскажите про саму студию «Амурские волны». Она специализируется на сложных темах или это первый такой проект?

«Амурские волны» – это проект моих друзей и коллег Саши Уржанова и Игоря Садреева. Несколько лет назад они решили, что не хотят больше работать в разных корпорациях, а хотят делать свое дело и снимать документальные фильмы. И действительно, у студии это не первый проект на сложную тему. В прошлом году у нас был 8-серийный документальный сериал для «ТВ-3», который назывался «Это реальная история» — это были мощные, крутые документалки про громкие преступления в России. В частности, про дело сестер Хачатурян. Потом, опять же на «ТВ-3», в конце прошлого года вышел 7-серийный сериал «Табу». Как можно понять из названия, это был сериал про табуированные темы. Это было чуть больше похоже на ток-шоу, чем на документальное кино, но темы, которые там поднимались, были очень важными: пытки в тюрьмах, трансгендерность, домашнее насилие. То есть на российском телевидении мы говорили о том, о чем на российском телевидении обычно не говорят.

Как вы искали героинь для проекта «Хватит»?

Должна сказать, что там есть не только героини, но и герои. У меня было два основных способа поиска. В ноябре прошлого года, когда начинался проект, я написала в своем телеграм-канале объявление: «Мы ищем героинь, если вы когда-нибудь переживали опыт насилия в разных обстоятельствах — в отношениях, в родах, на работе и так далее — пожалуйста, свяжитесь со мной и расскажите об этом». Мне пришло несколько сотен писем. И больша́я часть героинь проекта «Хватит» — это мои читательницы. Еще одну часть героев и героинь искала моя продюсер, которая со мной вместе делала этот фильм, Настя Семенова.

По какому принципу вы отбирали героев и истории для сериала?

Безусловно, первая точка входа — это готовность перед камерой сесть и рассказать свою историю. Это требует огромного мужества и большой силы воли, на мой взгляд. Второй критерий — истории должны были быть проверяемыми, чтобы можно было убедиться в том, что все в них правда. Ну, и, конечно, географический фактор имел значение.

Некоторых героинь мы приглашали сами, потому что я хотела какие-то конкретные истории, которые запомнила и которые запали мне в душу. Например, в первой серии, которая про домашнее насилие, у нас есть Александр Савчук, отец Яны Савчук. Это та самая девушка из Орла, которую ее сожитель, Андрей Бочков, убил, а перед этим она позвонила в полицию, где ей сказали: «Будет труп — приедем и опишем».

Еще у нас есть история Ирины Живовой, бывшей жены члена правления «Альфа-Капитала». В прошлом году был большой скандал, когда она в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) написала пост про его агрессию и то, как он оставил синяки на их общих детях иней самой. После этого компания «Альфа-Капитал» его уволила. И мне очень хотелось ее привлечь, чтобы показать, что ситуация домашнего насилия никаким образом не зависит ни от достатка, ни от социального положения, ни от условий, в которых выросли участники. Что это может произойти с кем угодно, и все это — абсолютно рандомная штука.

Одна из серий у нас называется «Культура унижения. Сексизм в медиа, рекламе, юморе и Интернете». Это серия очень близка мне, потому что я именно этим и занимаюсь в своей активистской деятельности: я рассказываю про сексистскую рекламу и сексистские заметки в медиа. В этой серии героини, в основном, не женщины, а специалисты в производстве контента, те, кто имеет какое-то отношение к юмору, и так далее. Единственная история от первого лица — история женщины, которую муж пытал по инструкции из паблика «Мужского государства». Мы таким образом показываем, что женоненавистнические материалы, которые есть в Интернете, реально влияют на жизнь людей.

Кого вы задействовали в этой серии как экспертов?

Там есть Александр Долгополов, с которым мы чудесно поговорили про то, как он сам себя модерирует, про его сочувствие феминизму и про то, как он относится к тому, что в мейнстриме юмор — женоненавистнический. Там есть Давид Хомак, основатель «Лурка», — интернет-энциклопедии, из которой пошло очень много женоненавистнических мемов. Есть шеф-редактор сайта Elle.ru Екатерина Нечкина, которая говорит за весь сексистский глянец, очень мужественно.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Спортивный интерес Спортивный интерес

Данила Козловский о новом фильме и любимой девушке

Cosmopolitan
Гид Esquire, выпуск 2: Стамбул Гид Esquire, выпуск 2: Стамбул

О городе кошек и воспоминаний, городе, где пересеклись Азия и Европа

Esquire
1990: Лихие и крутые 1990: Лихие и крутые

В январе 1991 года на Пушкинской площади открылся первый «Макдоналдс»

Esquire

Удалось ли осовременить слегка устаревшую антиутопию «О дивный новый мир»

Esquire
Мудборд: как знаменитости одевались для вечеринок в восьмидесятые Мудборд: как знаменитости одевались для вечеринок в восьмидесятые

Надевайте самые безумные свои вещи и отправляйтесь на дискотеку

Esquire
Нарушения сна: симптомы, причины, лечение Нарушения сна: симптомы, причины, лечение

Какие бывают нарушения сна, как их распознать и как с ними бороться

Cosmopolitan
Опционы, вестинг и наручники у батареи: как удержать ключевых сотрудников Опционы, вестинг и наручники у батареи: как удержать ключевых сотрудников

Как удерживать и мотивировать фаундеров и ключевых сотрудников стартапа?

Inc.
Из тюрьмы в бочку Из тюрьмы в бочку

Куда делись миллиарды Сергея Полонского, да и были ли они?

Forbes
Пассивный ИК-визор различил «цвета» Пассивный ИК-визор различил «цвета»

Ученые сделали инфракрасный визор ближнего диапазона

N+1
Кто есть кто в водном Петербурге Кто есть кто в водном Петербурге

Кто строит и сохраняет город-порт — Петербург будущего?

Собака.ru
Универсальность против простоты и рост на 70% в год: что делает Amazon Music, чтобы обойти Apple Music и догнать Spotify Универсальность против простоты и рост на 70% в год: что делает Amazon Music, чтобы обойти Apple Music и догнать Spotify

Компания придумала беспорядочную, но действенную систему подписок

VC.RU
Наш Матроскин Наш Матроскин

Вспоминаем самые интересные факты из биографии Олега Табакова

Лиза
Правила жизни Сергея Довлатова Правила жизни Сергея Довлатова

Правила жизни советского и американского писателя Сергея Довлатова

Esquire
Как Минску в 2020-м не повторить ошибок Москвы 1991 года Как Минску в 2020-м не повторить ошибок Москвы 1991 года

Как на фоне протестов в Беларуси пересматриваются события августа 1991 года

СНОБ
8 песен, которые мы слушаем, не задумываясь о смысле 8 песен, которые мы слушаем, не задумываясь о смысле

Hey Ya группы Outkast — песня о сердцеедке. Кто знал?

Esquire
На приеме у врача На приеме у врача

Каких врачей необходимо посещать беременной женщине?

9 месяцев
Вопрос психологу: что такое кризис среднего возраста и как его пережить? Вопрос психологу: что такое кризис среднего возраста и как его пережить?

Об эмоциональном состоянии, связанном с переоценкой жизненного опыта

Esquire
Кристин Барански. Выбор цели Кристин Барански. Выбор цели

Кристин Барански — одна из знаменитых «некрасивых красавиц»

Караван историй
Не прячь улыбку! Не прячь улыбку!

Брекеты у подростков и людей среднего возраста уже давно никого не удивляют

Лиза
Шестое чувство в отношениях: интуиция или фантазия? Шестое чувство в отношениях: интуиция или фантазия?

Возможно, мы часто принимаем игру воображения за вспышку интуиции

Psychologies
«Мы ждем перемен!» Журналист Владимир Мукусев — о Викторе Цое «Мы ждем перемен!» Журналист Владимир Мукусев — о Викторе Цое

Владимир Мукусе вспоминает участие Виктора Цоя в первом советском ток-шоу

РБК
Формула любви Формула любви

Денис и Ирина Клявер о том, возможен ли крепкий семейный союз в шоу-бизнесе

OK!
8 романтичных и откровенных секс-поз, которые вернут нежность в ваши отношения 8 романтичных и откровенных секс-поз, которые вернут нежность в ваши отношения

Нежные и откровенные секс-позы, которые вряд ли есть в твоем основном наборе

Cosmopolitan
Эффект Казимира позволил управлять мельчайшими объектами Эффект Казимира позволил управлять мельчайшими объектами

Физики использовали эффект Казимира для удержания и перемещения тонкой мембраны

N+1
Кэтрин Лэнгфорд: «Меня много раз отвергали» Кэтрин Лэнгфорд: «Меня много раз отвергали»

Звезда сериала «13 причин почему» о сильных женщинах и любви к русской классике

Cosmopolitan
Спасём мир от нечисти: лучшие игры про зомби на ПК Спасём мир от нечисти: лучшие игры про зомби на ПК

Лучшие игры про нежить последних лет

CHIP
Считавшегося вымершим сомалийского прыгунчика переоткрыли спустя 50 лет Считавшегося вымершим сомалийского прыгунчика переоткрыли спустя 50 лет

Сомалийский прыгунчик не только не исчез, но и оказался весьма многочисленным

N+1
Косточка на ноге: почему не помогли биркенштоки? Косточка на ноге: почему не помогли биркенштоки?

Проблема вальгусной деформации стопы встречается с завидным постоянством

РБК
Три совета, чтобы не увязнуть в сожалениях о прошлом Три совета, чтобы не увязнуть в сожалениях о прошлом

Помогаем увидеть разницу между анализом причин неудач и зацикливанием на прошлом

Psychologies
Картошка как панацея спасения от голода Картошка как панацея спасения от голода

Отрывок из книги Тома Стендейджа «Съедобная история человечества»

СНОБ
Открыть в приложении