Убить или не убить — вот в чем вопрос
Одной из самых интересных премьер московского театрального сезона стала постановка РАМТа «Последние дни», где исследуется природа власти в России. Для этого Алексей Бородин соединил несоединимое: классический текст Михаила Булгакова, поэму Пушкина «Медный всадник» и новую пьесу Бориса Акунина «Убить змееныша», написанную для этого театра
«В России нет закона — есть столб и на столбе корона». Это скоморох говорит. Россия восьмидесятых годов семнадцатого века накануне царствования Петра I. Он уже совершеннолетний, женат и рвется к реальной власти, но пока правит не столько даже царевна Софья, сколько ее фаворит боярин Василий Голицын. Именно о нем Борис Акунин написал пьесу «Убить змееныша», где в полном соответствии со своим острым и пристрастным взглядом на русскую историю решительно противопоставил просвещенного и гуманного Голицына вздорному самодержцу Петру, мечтающему о том, чтобы «весь народ ходил в ногу». Мечты его сбылись, хотя в новом спектакле РАМТа «Последние дни» этому решительно никто не радуется.
Российская история — конек режиссера Алексея Бородина, чей «Берег утопии» по Тому Стоппарду в трех спектаклях уже стал классикой. Только он может так смело и безрассудно соединить в одной постановке «Медного всадника» Пушкина, пьесу Булгакова о Пушкине «Последние дни» и пьесу Акунина, причем последний, чувствуя неловкость своего пребывания в подобной компании, даже цитирует в программке из «Театрального романа»:
«На Парнасе было скучно.
— Чтой-то новенького никого нет, — зевая, сказал Жан-Батист Мольер.
— Да, скучновато, — отозвался Шекспир».
И только в театре Бородина молодой зритель может три часа не шелохнувшись сидеть на спектакле, где главное — это бесконечные разговоры о власти и политике. Но ведь сидит же, да еще в переполненном зале!