Как игры помогают добиваться целей в работе и в жизни?

ForbesБизнес

МРТ-сканер в виде пиратской шхуны: как геймификация помогает в работе и жизни

Игровые элементы внедряют в рабочие процессы самые продвинутые компании мира — от Microsoft до Amazon. Бизнес-коуч и предприниматель Юрий Мурадян рассказывает, как игры помогают добиваться целей в работе и в жизни и как превратить любую сложную задачу в увлекательный квест

Юрий Мурадян

Фото Sean Do / Unsplash

Homo ludens: зачем мы играем и почему это полезно

Американский философ и профессор Бернард Сьютс в книге The Grasshopper: Games, Life and Utopia определяет игру как добровольное преодоление необязательных препятствий.

Игра увлекала людей во все времена. В процессе игровой деятельности растут мотивация и энергия, время будто останавливается, и человек входит в суперпозитивное психологическое состояние, которое называется «поток».

Игра способна вовлечь настолько, что даже невыносимую боль притупляет эффективнее медицинских препаратов. Джейн Макгонигал в своей книге SuperBetter рассказывает про игру Snow World. Пациентам, которые проходили курс лечения серьезных ожогов, давали играть в нее в момент обработки ран, и люди практически не ощущали боли. Так же как дети, которым включали Super Mario, не чувствовали тревогу перед операцией. Глубокая сосредоточенность на игре позволяла маленьким пациентам забыть о своих переживаниях и возрастающей панике.

Все дело в том, что тревога, страх и боль усиливаются, если осознанно уделять им внимание. Но в момент игры мы слишком заняты, нам некогда думать о плохом. Поэтому психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории потока, называет игры главной поточной деятельностью.

Кроме этого, игровой компонент активирует выброс дофамина в мезолимбическом тракте. Эта часть мозга не только отвечает за удовольствие, но и стимулирует память, повышает мотивацию и целеустремленность. Исследования показали, что когда мы думаем о цели, мозг анализирует затраты и принимает решение о том, стоит ли цель усилий. Результат анализа, в свою очередь, зависит от уровня дофамина: чем он выше, тем легче представить достижение успеха и тем меньше мы беспокоимся по поводу количества приложенных усилий — страх провала уменьшается. И наоборот, при низком уровне дофамина мы взвешиваем усилия тщательнее и склонны преувеличивать сложности, ожидая неудачу.

Игра способна менять не только наше состояние, но и мозг. Исследователь Джон Байерс проанализировал зависимость размера мозга от игрового поведения животных и выяснил: чем интенсивнее игры, тем сильнее развит лобный отдел коры, который отвечает за когнитивные функции.

Игры дают нам конкретную цель, регулярную обратную связь и помогают снять сопротивление: всегда можно начать заново, попробовать по-другому и каждый раз совершенствовать навыки.

Сегодня только видеоиграми увлекается около 3 млрд человек в мире. А по итогам 2019 года в РФ насчитывается свыше 65 млн геймеров, из которых 25% — офисные сотрудники. Каждый шестой геймер — рабочий или школьник, каждый десятый — менеджер или руководитель.

Что такое геймификация и почему она эффективна

Пирс Стил, автор «Уравнения прокрастинации», отмечает: 95% опрошенных признались в систематическом откладывании важных дел. Тимоти Пичел, автор «Решения загадки прокрастинации», утверждает: подобная реакция сопровождает неинтересные или трудные задачи. Кроме этого, мы часто откладываем все, что недостаточно структурировано или вызывает скуку.

Так работает наш мозг. Он стремится уйти от боли и получить удовольствие как можно быстрее. Сложные, объемные задачи ассоциируются у него с болью, и первая реакция мозга — отторжение. Именно поэтому нам бывает трудно регулярно ходить в спортзал или сидеть на диете, чтобы привести себя в форму. Мозг не хочет ждать столько времени — ему нужно получить удовольствие от результата здесь и сейчас.

Перенести фокус внимания с цели на деятельность и тем самым упростить процесс достижения результата помогает геймификация — использование игровых элементов в неигровом контексте. С помощью внедренных правил скучные и трудные дела становятся увлекательными.

Каждый раз, когда мы получаем обратную связь от совершенного в процессе геймификации действия, вырабатывается дофамин. Повышение его уровня настраивает на более упорную работу и запускает биохимический процесс привыкания, который, в свою очередь, помогает находить выход из любых ситуаций.

Исследования показывают, что геймеры более упорны и настойчивы не только в видеоиграх. Они прилагают больше усилий и при решении повседневных проблем. Из этого следует, что выработка дофамина меняет мозг в долгосрочном плане.

Мы расположены к игре психологически, именно поэтому геймификация приносит результат, отмечает маркетолог Нил Патель. Опрос, проведенный сотрудниками образовательной платформы TalentLMS, показывает, что если задача представляет собой геймификацию, 89% респондентов стремятся ее выполнить. Люди перестают думать, что их принуждают. У них включается азарт, и им становится интересно выиграть. Внешняя мотивация, которая в бизнес-процессах практически неэффективна, уступает место внутренней.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Фарт инженера Павлуцкого Фарт инженера Павлуцкого

В местах этих на долю человека выпадет немало испытаний

Наука и жизнь
Бабочки умеют мигрировать не хуже птиц: удивительное открытие Бабочки умеют мигрировать не хуже птиц: удивительное открытие

Как насекомое может сохранять совершенно прямую траекторию полёта?

ТехИнсайдер
Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
В космосе найдена В космосе найдена

Одна из самых «экстремальных» звезд Млечного Пути оказалась намного более жуткой

ТехИнсайдер
Война и клир Война и клир

Андрей Кураев объясняет, как отделить добро от кулаков, а веру – от фанатизма

Esquire
Ссылка в «А.Л.Ж.И.Р»: как жили узницы крупнейшего женского лагеря ГУЛАГа Ссылка в «А.Л.Ж.И.Р»: как жили узницы крупнейшего женского лагеря ГУЛАГа

«А.Л.Ж.И.Р»: крупнейшее женское трудовое поселение в СССР

Forbes
Мяу по-русски Мяу по-русски

Налаживая связь с человеком, кошки изменили тональность мяуканья

Популярная механика
«Сердца я ел»: история каннибала Александра Бычкова, который в тюрьме женился на американке «Сердца я ел»: история каннибала Александра Бычкова, который в тюрьме женился на американке

Александр Бычков словно хотел, чтобы его поймали

VOICE
8 признаков здорового нарциссизма, которые ведут к успеху 8 признаков здорового нарциссизма, которые ведут к успеху

Здоровый нарциссизм, который способствует личностному росту

Psychologies
Одна вокруг света: знаменитая Дорога смерти и Королевская Кордильера Одна вокруг света: знаменитая Дорога смерти и Королевская Кордильера

181-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко: Боливия

Forbes
Одиноко сидит город Одиноко сидит город

Все чаще слышны разговоры о том, что у больших городов нет будущего

Вокруг света
«Персеверанс» обнаружил в кратере Езеро вулканические породы вместо осадочных «Персеверанс» обнаружил в кратере Езеро вулканические породы вместо осадочных

Озеро в кратере Езеро исчезло слишком быстро

N+1
Кинематограф управляет вашими эмоциями. На что нужно обратить внимание Кинематограф управляет вашими эмоциями. На что нужно обратить внимание

Десятилетие за десятилетием киноискусство овладевает умами

ТехИнсайдер
Антагонизм полов: вопиющие примеры мужских манипуляций Антагонизм полов: вопиющие примеры мужских манипуляций

Так ли уж нужно биологам описывать природу в терминах семейного скандала

СНОБ
Есть ли у растений нервы? Есть ли у растений нервы?

Нервов у растений нет, во всяком случае, в том виде, в каком они есть у животных

Наука и жизнь
Негатив со стороны начальника и коллег: как реагировать? Негатив со стороны начальника и коллег: как реагировать?

К сожалению, рабочая атмосфера не всегда бывает приятной и дружелюбной

Psychologies
Соберись, тряпка: как создать успешный и социально значимый бизнес на ненужных вещах Соберись, тряпка: как создать успешный и социально значимый бизнес на ненужных вещах

Из старой одежды можно сделать не только ветошь, но и синтетическое топливо

Forbes
Дети и старческая деменция: как научить ребенка не злиться на больного Дети и старческая деменция: как научить ребенка не злиться на больного

Как научить взаимодействовать с человеком, который может забыть собственное имя?

Psychologies
Если родители были токсичными: 5 защитных механизмов психики Если родители были токсичными: 5 защитных механизмов психики

Как сделать свою взрослую жизнь и отношения счастливее?

Psychologies
20 любопытных фактов о пингвинах: жизнь в смокинге 20 любопытных фактов о пингвинах: жизнь в смокинге

Что еще вы знаете о пингвинах?

ТехИнсайдер
По всей Арктике пересыхают озера. Почему это происходит - непонятно По всей Арктике пересыхают озера. Почему это происходит - непонятно

Исследование показало, что арктические озера пересыхают. Это неожиданно

ТехИнсайдер
Серена Уильямс завершает карьеру: как ей удалось стать одной из главных теннисисток в мире Серена Уильямс завершает карьеру: как ей удалось стать одной из главных теннисисток в мире

Чем запомнится теннисистка Серена Уильямс?

СНОБ
Взрослеть не спешат: большинство россиян не ощущает себя на свой возраст Взрослеть не спешат: большинство россиян не ощущает себя на свой возраст

Больше половины 40-летних причисляют себя к молодежи

Psychologies
Как перекупщики обманывают водителей: что важно знать при ввозе машины Как перекупщики обманывают водителей: что важно знать при ввозе машины

Эксперты назвали риски при заказе автомобилей из-за границы у перекупщиков

РБК
Навязанные «удобства» Навязанные «удобства»

Без чего автомобиль может легко обойтись?

Автопилот
Строгая красота Строгая красота

Проект, в котором соединились классические элементы с современной эстетикой

SALON-Interior
16 банальных ошибок, способных испортить любую свадьбу 16 банальных ошибок, способных испортить любую свадьбу

Чего стоит избегать, планируя свадебное торжество

Psychologies
«16 эссе об истории искусства». Как описывать и анализировать предметы искусства и культуры «16 эссе об истории искусства». Как описывать и анализировать предметы искусства и культуры

Глава из «16 эссе об истории искусства» — как маски стали музейными экспонатами

N+1
Когда двое по-настоящему встретились: как отличить здоровую эмоциональную близость Когда двое по-настоящему встретились: как отличить здоровую эмоциональную близость

Какими должны быть здоровые отношения между двумя людьми?

Psychologies
Сильные и опасные: 8 пород собак, которых нельзя заводить, если у тебя дети Сильные и опасные: 8 пород собак, которых нельзя заводить, если у тебя дети

Собаки, которые не очень ладят с детьми

VOICE
Открыть в приложении