МРТ-сканер в виде пиратской шхуны: как геймификация помогает в работе и жизни
Игровые элементы внедряют в рабочие процессы самые продвинутые компании мира — от Microsoft до Amazon. Бизнес-коуч и предприниматель Юрий Мурадян рассказывает, как игры помогают добиваться целей в работе и в жизни и как превратить любую сложную задачу в увлекательный квест
Homo ludens: зачем мы играем и почему это полезно
Американский философ и профессор Бернард Сьютс в книге The Grasshopper: Games, Life and Utopia определяет игру как добровольное преодоление необязательных препятствий.
Игра увлекала людей во все времена. В процессе игровой деятельности растут мотивация и энергия, время будто останавливается, и человек входит в суперпозитивное психологическое состояние, которое называется «поток».
Игра способна вовлечь настолько, что даже невыносимую боль притупляет эффективнее медицинских препаратов. Джейн Макгонигал в своей книге SuperBetter рассказывает про игру Snow World. Пациентам, которые проходили курс лечения серьезных ожогов, давали играть в нее в момент обработки ран, и люди практически не ощущали боли. Так же как дети, которым включали Super Mario, не чувствовали тревогу перед операцией. Глубокая сосредоточенность на игре позволяла маленьким пациентам забыть о своих переживаниях и возрастающей панике.
Все дело в том, что тревога, страх и боль усиливаются, если осознанно уделять им внимание. Но в момент игры мы слишком заняты, нам некогда думать о плохом. Поэтому психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории потока, называет игры главной поточной деятельностью.
Кроме этого, игровой компонент активирует выброс дофамина в мезолимбическом тракте. Эта часть мозга не только отвечает за удовольствие, но и стимулирует память, повышает мотивацию и целеустремленность. Исследования показали, что когда мы думаем о цели, мозг анализирует затраты и принимает решение о том, стоит ли цель усилий. Результат анализа, в свою очередь, зависит от уровня дофамина: чем он выше, тем легче представить достижение успеха и тем меньше мы беспокоимся по поводу количества приложенных усилий — страх провала уменьшается. И наоборот, при низком уровне дофамина мы взвешиваем усилия тщательнее и склонны преувеличивать сложности, ожидая неудачу.
Игра способна менять не только наше состояние, но и мозг. Исследователь Джон Байерс проанализировал зависимость размера мозга от игрового поведения животных и выяснил: чем интенсивнее игры, тем сильнее развит лобный отдел коры, который отвечает за когнитивные функции.
Игры дают нам конкретную цель, регулярную обратную связь и помогают снять сопротивление: всегда можно начать заново, попробовать по-другому и каждый раз совершенствовать навыки.
Сегодня только видеоиграми увлекается около 3 млрд человек в мире. А по итогам 2019 года в РФ насчитывается свыше 65 млн геймеров, из которых 25% — офисные сотрудники. Каждый шестой геймер — рабочий или школьник, каждый десятый — менеджер или руководитель.
Что такое геймификация и почему она эффективна
Пирс Стил, автор «Уравнения прокрастинации», отмечает: 95% опрошенных признались в систематическом откладывании важных дел. Тимоти Пичел, автор «Решения загадки прокрастинации», утверждает: подобная реакция сопровождает неинтересные или трудные задачи. Кроме этого, мы часто откладываем все, что недостаточно структурировано или вызывает скуку.
Так работает наш мозг. Он стремится уйти от боли и получить удовольствие как можно быстрее. Сложные, объемные задачи ассоциируются у него с болью, и первая реакция мозга — отторжение. Именно поэтому нам бывает трудно регулярно ходить в спортзал или сидеть на диете, чтобы привести себя в форму. Мозг не хочет ждать столько времени — ему нужно получить удовольствие от результата здесь и сейчас.
Перенести фокус внимания с цели на деятельность и тем самым упростить процесс достижения результата помогает геймификация — использование игровых элементов в неигровом контексте. С помощью внедренных правил скучные и трудные дела становятся увлекательными.
Каждый раз, когда мы получаем обратную связь от совершенного в процессе геймификации действия, вырабатывается дофамин. Повышение его уровня настраивает на более упорную работу и запускает биохимический процесс привыкания, который, в свою очередь, помогает находить выход из любых ситуаций.
Исследования показывают, что геймеры более упорны и настойчивы не только в видеоиграх. Они прилагают больше усилий и при решении повседневных проблем. Из этого следует, что выработка дофамина меняет мозг в долгосрочном плане.
Мы расположены к игре психологически, именно поэтому геймификация приносит результат, отмечает маркетолог Нил Патель. Опрос, проведенный сотрудниками образовательной платформы TalentLMS, показывает, что если задача представляет собой геймификацию, 89% респондентов стремятся ее выполнить. Люди перестают думать, что их принуждают. У них включается азарт, и им становится интересно выиграть. Внешняя мотивация, которая в бизнес-процессах практически неэффективна, уступает место внутренней.