Клеймо девочки: почему работа по дому ложится на плечи женщин
В издательстве «Есть смысл» вышла книга «Право на гнев». Forbes Woman публикует отрывок, в котором автор объясняет, что одна из причин заключается в принципиально разном обучении и развитии мальчиков и девочек, которое и сегодня остается патриархальным — несмотря на достижения феминистского активизма
Журналистка Дарси Локман, посещая группы молодых матерей и разговаривая с экспертами (приматологами, антропологами, неврологами), пытается выяснить, почему женский вклад в быт и воспитание детей в современном мире по-прежнему перевешивает мужской — даже если оба партнера согласны на честное распределение обязанностей. Ее книга «Право на гнев. Почему в XXI веке воспитание детей и домашние обязанности до сих пор лежат на женщинах» вышла в издательстве «Есть смысл».
В возрасте тринадцати месяцев дети одинаково часто хватают, толкают и пинаются. Но воспитатели вмешиваются, чтобы сдержать агрессивное поведение девочек, только в 20% случаев. Напротив, агрессия мальчиков побуждает воспитателей вмешиваться в 66% случаев. Выражаясь терминами теории обучения, агрессивное поведение мальчиков закрепляется в три раза чаще. К возрасту двадцати трех месяцев девочки становятся менее агрессивными, а мальчики — более агрессивными. Обе группы научились подстраиваться под ситуацию, демонстрируя тот тип поведения, который гарантированно привлекает внимание взрослых.
Как мы видим, социализация влияет на гендерные различия в поведении. Было доказано, что мальчики, воспитываемые в эгалитарных семьях, проявляли столько же внимания к младенцам, сколько девочки, а мальчики, воспитываемые в традиционных семьях, — меньше. Мы никогда не сможем четко разграничить влияние природы и культуры, в любом случае они взаимосвязаны. В своей книге 1999 года «Почему так медленно?» психолог Хантерского колледжа Вирджиния Вэлиан пишет: «Гормональные последствия... зависят от контекста. Даже у крыс влияние половых гормонов отличается в зависимости от обращения с животным, типа и количества стимуляции со стороны внешней среды, а также материнской заботы, которую они получают... Гормональные и внешние факторы взаимодействуют, оказывая совокупное воздействие на личные особенности и поведение людей и животных».
Возможно, отличия, которые в итоге проявляются между мальчиками и девочками, отчасти являются результатом генов и гормонов. В межкультурных исследованиях антропологи выделили семь типов поведения, по которым мальчики и девочки к возрасту трех лет неизменно отличаются друг от друга, независимо от того, где их воспитывают.
Перечислим их: девочки больше работают, мальчики больше играют; мальчики проводят больше времени вдали от матери, чем девочки; девочки проводят больше времени в контакте с младенцами и заботе о них, чем мальчики; мальчики чаще устраивают суматоху и кучу-малу во время игр; девочки чаще наряжаются и прихорашиваются; мальчики чаще дерутся.
Хотя легко предположить, что межкультурное поведение заложено природой, сначала задумайтесь о том, что практически все культуры мира имеют одну общую черту — они патриархальные (85%, и это число растет, согласно исследованию середины XX века). Во-вторых, несмотря на тот факт, что нет почти никаких поведенческих различий между новорожденными девочками и мальчиками, родительское поведение по отношению к дочерям и к сыновьям варьируется неизменно и ощутимо. Многие исследования это подтверждают, но для краткости я отмечу только, что родители мальчиков позволяют своим детям больше физической стимуляции в игровой форме, чем родители девочек. Кроме того, матери девочек чаще их обнимают, чем матери мальчиков своих детей.