«Может шить, готовить, говорить»: о чем писали поэтессы второй половины ХХ века
На протяжении долгого времени голоса женщин в литературе были почти не слышны, а темы, связанные с женским опытом, развивали авторы-мужчины. Но в середине XX века на фоне второй волны феминизма и расцвета исповедальной поэзии писательницы впервые открыто и искренне, на основе собственных историй заговорили о том, что их волнует.
Исповедальная поэзия появилась в американской литературе в конце 1950-х. Спустя десятилетие после войны страна входила в период экономического расцвета и потребительского бума. Показному благополучию общества массового потребления авторы противопоставляли «неидеальную», автобиографичную поэзию.
Течение подпитывалось и развитием и популяризацией психоанализа — авторы рассказывали о своих травмах и переживаниях. Например, Роберт Лоуэлл в поэтическом сборнике «Изучение жизни» писал об опыте пребывания в психиатрической клинике. Поэты исповедальной школы заговорили о ментальных заболеваниях, сексуальности, самоубийствах, алкоголизме, наркотиках, депрессии, гендерных ролях, проблемах в семейной жизни — обо всем том, что замалчивалось и даже считалось постыдным ранее.
О своем личном опыте писали и женщины. Писательницы критиковали традиционный институт брака и протестовали против патриархатного уклада. Они писали об идентичности, эмоциях и чувствах женщин в мужском мире, о переживании насилия и ощущении несвободы. Резкие высказывания поэтесс вызывали бурную реакцию. Новое течение литературы вызвало шквал негодования со стороны тех, кто придерживался консервативных взглядов — в том числе на то, о чем можно и нельзя писать в произведениях, предназначенных для публикации.
Сильвия Плат: место женщины в мужском мире
Сильвия Плат была основоположницей «исповедальной поэзии» в англоязычной литературе. Она поднимала множество тем — семейного насилия, психических расстройств, саморазрушения, но самой обширной была тема места и роли женщины в обществе. Плат писала об остром ощущении обезличенности, о поиске идентичности в мире, где женщине отведена роль хозяйки, матери и хорошей жены.. Например, стихотворение «Претендент» (The Applicant), опубликованное в 1962 году, представляет собой описание воображаемого брачного торгамежду двумя мужчинами — «владельцем» женщины и претендентом на ее руку. При этом если мужчина имеет голос, обладает личностью, то женщина лишена права выражать свое мнение, ее ценность определяется внешним видом и умениями — шить, готовить, говорить. Женщина представляется товаром — Сильвия Плат подчеркивает это, говоря о ней в среднем роде.. Плат часто обращалась к личному опыту тяжелой депрессии, конфликтов в семье, потери себя в браке. Большая известность пришла к писательнице после смерти, когда в 1966