Мотивации Нео: что может увидеть специалист по психологии бизнеса в новой «Матрице»
В конце прошлого года на экраны спустя 20 лет вышла новая «Матрица». Чтобы понять фильм, надо распаковать идеи современной психологии, психотерапии и постмодернистские образы, которыми нашпигован буквально каждый кадр, считает профессор бизнес-практики Школы управления «Сколково» Алексей Улановский
Ниже будет много замысловатых понятий, но они помогут вам расширить ваш взгляд на мир и фильм, если это еще не удалось сестрам Вачовски.
Антипсихиатрия
Один из новых антигероев — всесильный психоаналитик, уводящий Нео от пробуждения. Это отсылает нас к целому движению антипсихиатрии Рональда Лэйнга 1970-х. Это был протест против западной психотерапии, которую он считал формой навязывания строго определенных «систем социальной фантазии», выдаваемых за реальность.
Это радикальный взгляд, но Лэйнг здорово раскрыл всю сложность модальностей нашего опыта: как я вижу себя, как я вижу других, как меня видят другие, как я думаю и т.д. Здесь я отошлю читателя к книгам Лэйнга — «Политика опыта» и «Я и другие». А «Матрица» хорошо иллюстрирует эту сложную картографию нашего опыта.
Бинарность мышления
Это игра смыслов: здесь и айтишный двоичный код, и тема биполярного, черно-белого мышления у буддистов или современных когнитивно-поведенческих терапевтов. Мы склонны мыслить в черно-белых тонах: успех — неуспех, приятный — неприятный человек, понравился — не понравился фильм. Это помогает нам экономить когнитивные усилия. Но при этом мы теряем многоцветную картинку мира и упрощаем мир, отчего часто сами же страдаем. Именно поэтому психотерапевты, работающие с нашим черно-белым мышлением, стремятся вернуть нам вариативность видения. Вачовски также намекает здесь на тему небинарности пола, что для Вачовски, сменивших пол, имеет важнейший смысл.
Что реально?
Что реально, что нереально в нашем опыте — остается ключевым вопросом и новой «Матрицы». Здесь, как и прежде, фильм стремится повысить нашу осознанность и критичность к тому, что мы видим, слышим, осязаем. Фильм обыгрывает современные научные представления о познании. Например, что вкус или прикосновение — это не свойства реальности сами по себе, а эффект от контакта наших рецепторов с объектами. Чего больше в нашей памяти — реальных воспоминаний или преобразованных, «имплантированных»? Того, что наши родители рассказывали нам о нашем детстве и что мы затем сфабриковали для себя как «картинки из детства»? Это то, что активно исследуют Элизабет Лофтус и другие современные когнитивные психологи.