Миллионеры из коробки: как россияне зарабатывают на перепродаже игровых предметов
Виртуальные ящики в играх, или лутбоксы, сравнивают с игровыми автоматами и казино. Объем этого рынка достигнет в 2025 году $25 млрд. Кто сейчас зарабатывает на этом рынке, как в его российской части появился монополист, кто он и что здесь не так?
Мировой объем рынка лутбоксов (от англ. loot — добыча в игре) в 2020 году составил $15 млрд, а к 2025 году он вырастет до $25 млрд, по данным исследовательской компании Juniper Research. На Россию приходится 1,5% от этой суммы, полагают опрошенные Forbes эксперты. Сейчас в нашей стране этот рынок никак не регулируется, но, по информации газеты «Коммерсантъ», депутаты работают над такой законодательной инициативой.
Километры программного кода
Механика продажи лутбоксов (кейсов) напоминает механику азартной игры: пользователи платят деньги за виртуальный ящик, внутри которого находятся случайные предметы — оружие, одежда для их персонажей и т.д. Эти предметы называют скинами — фактически это виртуальные наклейки, которые изменяют внешний вид персонажа.
Изначально лутбоксы начали появляться в начале 2010-х в популярных онлайн-играх как способ монетизации — например, они есть в Overwatch, League of Legends, Dota2 и CS:GO. «Крутое оружие может стоить в игре $100, но разработчик хочет заработать на нем $500. Тогда он вместо оружия продает лутбокс», — рассказывает основатель студии разработки игр Vengeance Games Константин Сахнов. Из-за того, что игрок ожидает получить товар по более высокой цене, разработчикам удается продавать лутбоксы дороже, чем их содержимое, отметил Сахнов.
Современные системы выдачи приза основаны на километрах программного кода, которые позволяют владельцу игры забирать себе процент от оборота, рассказал Forbes владелец одного из магазинов лутбоксов.
Пользователи предпочитают неофициальные площадки по продаже лутбоксов из-за большего разнообразия кейсов, более высоких шансов того, что выпадет дорогой товар, яркого дизайна и спецэффектов, а также сообщества, сформированного вокруг таких проектов, говорит Андрей Коломиец, гендиректор холдинга Brazy, в который входит сайт по продаже лутбоксов GGDrop. По его словам, в сайт GGDrop встроен генератор простых чисел, который определяет, какой предмет найдет внутри виртуального ящика игрок.
«Для игроков это развлечение — считается крутым получить классный предмет из лутбокса, а не банально купить его», — говорит Коломиец. Владелец одного из магазинов лутбоксов отметил, что игроки тратят деньги на таких сайтах из-за азарта, в надежде быстро обогатиться и получить приятные эмоции.
Продажа лутбоксов является частью более крупного рынка торговли скинами. Компания Valve (разработчик онлайн-игр CS:GO, Dota 2 и других) разрешила игрокам обмениваться скинами на внутренней площадке Steam еще в 2011 году, а потом позволила продавать товары за реальные деньги. А с площадки Valve нельзя выводить заработанные с продажи предметов деньги, их можно тратить только на покупку других скинов. Поэтому разработчики создали неофициальные торговые площадки, на которых можно было обмениваться скинами за реальные деньги.
Некоторые игроки покупают скины, чтобы выделиться и разнообразить игровой процесс, а для кого-то это становится коллекционированием, говорит гендиректор киберспортивного холдинга EX CORP (включает сайт по продаже скинов CS.Money) Павел Дунаев. По его словам, их собирают даже популярные артисты и футболисты. Например, стоимость коллекции скинов для CS:GO известного бразильского футболиста Неймара достигает $40 000.
Также скины в маркетплейсах оптом закупают владельцы сайтов с кейсами, объяснил Коломиец. Он пояснил, что в его проекте среднее LTV (сумма, которую оставляет пользователь за все время пользования сервисом) у пользователей СНГ составляет около $9, а за рубежом — около $17,5.
Миллионные обороты
Несколько крупных торговых площадок для продажи скинов — CS.Money, DMarket и маркетплейс CSGO.com, основаны выходцами из России и Украины, писал ранее The Bell. Крупнейшей в мире торговой площадкой скинов является китайский сайт Buff Market (принадлежит крупному китайскому разработчику игр NetEase) — ежедневный объем сделок на нем достигает $5 млн, при этом сама компания получает с них 4,5% комиссии, говорит сооснователь торговой площадки DMarket украинец Влад Панченко. Сам Buff Market не публикует финансовые показатели.