Вино, недвижимость… Дальше ставки на спорт?
Как ЦФА пытаются оправдать свой статус нового слова в финансах и почему у них это пока не очень хорошо получается

Рынок цифровых финансовых активов (ЦФА) умерил аппетит. Вполне реалистичные прогнозы на 2024 год даже превзойдены, рынок в моменте взял планку 200 млрд рублей. Но надежды периода начала ЦФА-оптимизма не сбылись, бурного развития не случилось — токенам все еще слишком далеко до рынка акций с капитализацией около 30 трлн и примерно такого же по объему рынка корпоративных облигаций.
По данным Cbonds, в марте объем сегмента ЦФА снизился с 187,9 до 171,1 млрд рублей за счет погашения крупных выпусков банков ВТБ и ВБРР. Новые выпуски в целом за первый квартал текущего года составили 127,1 млрд, это на 7,3% ниже показателя предыдущего квартала и на 34,3% меньше пикового значения третьего квартала 2024 года (193,5 млрд). Собственно, тогда же, в ноябре 2024-го, был достигнут максимум в 219,2 млрд. Потом часть выпусков была благополучно погашена.
Если мы посмотрим на структуру рынка, то увидим, что концентрация на крупных эмитентах очень велика. На конец марта (данные ЦБ со ссылкой на Cbonds) 63,4% общего объема ЦФА в обращении приходилось на крупные российские банки, размещающие цифровые выпуски на связанных с ними платформах. Примерно такая же ситуация наблюдается и в распределении выпусков ЦФА по платформам. Более того, начиная с июля 2024 года на банки приходилось 80–90% от ежемесячных объемов размещения.
Как отмечают в ЦБ, в большинстве случаев цифровые финансовые активы представляют собой аналоги обычных облигаций. Более двух третей размещенных ЦФА сейчас — это выпуски с фиксированной процентной ставкой, которые в основном используются эмитентами для привлечения сверхкороткой ликвидности. Так, в марте более 40% объема пришлось на токены со сроком обращения менее месяца, более 80% — на выпуски до шести месяцев, что при ставках под 30% годовых вполне логично.
После того как налогообложение доходов от ЦФА с 1 января 2025 года приравняли к доходам от обычных ценных бумаг, ничего значимого в плане регуляторного и организационного развития рынка не произошло. ЦФА все так же страдают от отсутствия вторичного рынка. Московская биржа и СПБ Биржа, которые значатся в реестре операторов обмена ЦФА, о своих планах по организации оборота этих активов красноречиво молчат. Более того, не все ЦФА можно продавать и покупать в рамках одного оператора информационных систем (ОИС).
Пожалуй, с единственной хоть сколько-нибудь интересной инициативой выступил на прошедшем недавно I Cbonds ЦФА Конгрессе Совкомбанк. Идея заключается в том, что банк станет для своих клиентов номинальным держателем ЦФА в ОИС других банков. С одной стороны, это упрощает дело: клиентам финансовой организации не понадобится самостоятельно регистрироваться во всех ОИС, но при этом они смогут покупать токены на любых платформах. С другой стороны, ОИС получат доступ к притоку ликвидности на свои локальные рынки ЦФА из других банков. Самому же банку, играющему роль номинального держателя, не придется делиться клиентской базой