ПВЗ под прицелом, маркетплейсам приготовиться
ФНС проявляет все больше интереса к тому, что компании используют договоры с самозанятыми для уклонения от уплаты НДФЛ и взносов. Сейчас налоговая взялась за проверку пунктов выдачи заказов, следующими на очереди могут оказаться уже сами маркетплейсы. В перспективе это сильно поменяет бизнес-модель цифровых платформ

«Моноклю» стало известно, что ФНС начала рассылать владельцам московских пунктов выдачи заказов (ПВЗ) с маркетплейсов «письма счастья». В них служба требует пояснить отсутствие оформленных сотрудников, отвечающих за выдачу заказов, при том что контрагентам, выполняющим эти функции, идут регулярные выплаты. Напрямую самозанятые или плательщики НПД (налога на профессиональный доход) не упоминаются, но очевидно, что ФНС интересуется именно ими.
Похоже, что бизнес маркетплейсов и число самозанятых в стране достигли такого уровня, что привлекли повышенное внимание налоговых органов. Действительно, число самозанятых в России с момента введения этого статуса увеличивалось каждый год и к концу марта 2025-го достигло 13 млн человек (см. график 1). Соответственно росла и их общая выручка, которая за 2024 год составила 2,2 трлн рублей, на 64% больше, чем годом ранее (см. график 2). Важно отметить, что в последнее время на долю выплат со стороны юридических лиц в среднем приходилось примерно 50% выручки самозанятых, то есть они все прочнее встраиваются в работу обычного бизнеса и, вполне возможно, заменяют собой обычных сотрудников, оформленных по ТК. И это, естественно, не устраивает налоговую.
Все выше, и выше, и выше
Что касается конкретно маркетплейсов, то, по расчетам совладельца и президента группы компаний DNS Дмитрия Алексеева на основании данных «Яндекс Карт», количество отделений Wildberries в стране по состоянию на апрель 2025 года составило 67,3 тыс., это почти вдвое, или на 31,7 тыс., больше, чем в апреле 2024 года. Количество отделений Ozon выросло на 12,4 тыс. и достигло 64,5 тыс. Количество пунктов выдачи «Яндекс Маркет» выросло на 3,3 тыс. и составило 13 тыс. Для сравнения: количество «Пятерочек» в апреле 2025 года достигло 23,6 тыс. (+3,6 тыс. за последний год), а «Красного и белого» — 20,8 тыс. (+2,9 тыс.). Таким образом, сети двух крупнейших маркетплейсов втрое превосходят по размеру сети крупнейших игроков офлайн-розницы.
По числу сотрудников пунктов выдачи оценки разнятся, но, как рассказал председатель союза «Цифровой мир» Валерий Корнеев, в ПВЗ, по разным оценкам, работают от 300 до 500 тыс. человек, однако точной статистики нет, так как оформляются они не по ТК, хотя и должны.
Подавляющее большинство ПВЗ не принадлежат маркетплейсам, они, можно сказать, отдали эту часть бизнеса на аутсорсинг. Часто даже отдельно взятый ПВЗ является самостоятельным микробизнесом, в других случаях небольшое число точек принадлежат одному владельцу. Маркетплейсы отказались от этой части бизнеса, чтобы не портить себе рентабельность.
Впрочем, с финансовыми показателями у маркетплейсов ситуация неоднозначная: их бизнес все еще стремительно растет, но не у всех он прибыльный. Так, чистая прибыль РВБ (объединенная компания Wildberries и Russ) по итогам 2024 года составила 104 млрд рублей, это более чем в три с половиной раза превышает показатель 2023 года. В сегменте электронной коммерции по итогам 2024 года оборот компании превысил 4,1 трлн рублей, что на 60% больше, чем за 2023 год (2,5 трлн рублей). Стоит отметить, что сюда входят не только товары, но и услуги, включая рекламные и финансовые.
Ozon же в 2024 году получил чистый убыток в размере 59,4 млрд рублей, на 39% больше, чем годом ранее. Выручка Ozon в сегменте e-commerce выросла в 2024 году по сравнению с предыдущим годом на 36% год к году и составила 548,3 млрд рублей, преимущественно за счет роста выручки от маркетинговых и информационных услуг.
Чистая прибыль «Яндекса» в 2024 году составила 11,5 млрд рублей, это примерно на 80% хуже показателя 2023 года. Выручка сегмента е-commerce («Маркет», «Лавка», «Еда» и «Деливери») достигла 322,3 млрд рублей (+45% к 2023 году).
Традиционную розницу в маркетплейсах возмущают следующие неконкурентные преимущества: платформы часто не отвечают за качество и за то, что через них продается контрафакт; они, как IT-компании, имеют некоторые преимущества в административной и налоговой нагрузке, а часть нагрузки скинули на продавцов и ПВЗ; наконец, маркетплейсы и сами все чаще используют самозанятых (подробнее см. «Маркетинговая операция на триллион рублей», «Монокль» № 6 за 2025 год).
Закон о маркетплейсах, который должен был бы уравнять онлайн- и офлайн-розницу, так и завис в Государственной думе.
Попали под пристальное внимание
Думаем, что Америку мы ни для кого не откроем, если скажем, что практика оформления постоянных сотрудников через самозанятость вместо трудового договора используется для ухода от уплаты НДФЛ и социальных взносов, и в сфере платформенной экономики и маркетплейсов это особенно распространено — прежде всего в отношении сотрудников на выдаче заказов и курьеров. Причем так делают не только владельцы ПВЗ, но и сами маркетплейсы.
Поэтому интерес к этому налоговой службы понятен. Стоит отметить, что ни о каком критическом снижении поступлений в пенсионный, социальный, медицинский фонды речи не идет. Поступления страховых взносов за 2024 год составили 12,8 трлн рублей, на 20,1% больше, чем годом ранее. ФНС просто выполняет свои текущие обязанности по борьбе с попытками уклониться от уплаты налогов и взносов.