Глава Подмосковья об управлении регионом с помощью цифры и конкуренции с Москвой

ВедомостиОбщество

Губернатор Московской области Андрей Воробьев: Нас часто сравнивают с нашей столицей

Максим Иванов, Ирина Казьмина
ср. 9.04.2025

Максим Стулов / Ведомости

Глава Подмосковья Андрей Воробьев 8 апреля встретился с президентом Владимиром Путиным: такие встречи – редкость для губернаторов, которым не нужно получать согласия главы государства для переизбрания на новый срок. А новые выборы в регионе по плану предстоят не скоро – в 2028 г. Воробьев подчеркивает, что работа «на земле», которой он занимается с 2012 г., когда покинул кресло лидера думской фракции «Единой России», отличается от прежней: ты чувствуешь, «как буква закона влияет на то, что происходит в жизни человека». «Ведомости» поговорили с губернатором об управлении регионом с помощью цифры, о конкуренции с Москвой за кадры и бизнес, а также о модернизации коммунальной инфраструктуры после тяжелой зимы 2023 г.

– Вы больше 10 лет отработали в парламенте и более 12 лет губернатором. Стали ближе к земле?

– Каждая работа [по-своему] сложная. В Госдуме ты несешь ответственность за законы. Другое дело, насколько ты чувствуешь их, находясь там, как буква закона влияет на то, что происходит в жизни человека. Наша задача – управлять территорией так, чтобы житель чувствовал перемены, чтобы он хотел планировать свое будущее в Подмосковье. Для этого мы используем единственное возможное для управления большими системами – все самое современное и умное, сегодня это прежде всего цифра.

– С цифрой проще отслеживать, что происходит в регионе?

– Безусловно, да. Мы принимаем решение не только по факту того, что случилось, а можем предвидеть, а значит – не допустить. Действовать на опережение. Наша задача – чтобы все, что человека раздражает – мусор возле подъезда, яма во дворе, решалось быстро, а в будущем – происходило реже. Все это имеет принципиально важное значение для управления территорией.

– Московская область – довольно большая и разношерстная, где есть наукограды, есть сельские территории. Удалось выстроить систему, позволяющую везде одинаково быстро и синхронно реагировать на сложные ситуации?

– Мы, конечно, стараемся, наверное, одинаково быстро и синхронно происходит только в совершенном мире. Если ты живешь в Химках или в Мытищах, акценты одни. В Серебряных Прудах или Рошале, в Коломне или Озерах, – другие акценты. Вместе с тем общепринятые вещи мы стараемся улучшать в каждом городе без исключения.

– Можете привести примеры разных акцентов при развитии территорий?

– Общие стандарты – это тепло в доме, качественная вода, дорога, автобус или парковка для автомобиля... Школа в шаговой доступности, стационары и другие объекты здравоохранения – соответствующие стандарту. Обязательно уютный парк. Тем более нас часто сравнивают с нашей столицей. Москва сегодня в хорошем смысле впереди планеты всей: она амбициозна, она развивается, у нее есть ресурсы, у нее есть руководитель, который воплощает самые смелые идеи, будь то метро, или реновация, или трансформация в системе здравоохранения. Мы, конечно, должны соответствовать.

«Наша задача – не отставать»

– Москва, конечно, сильный конкурент. В чем ваше преимущество перед столицей?

– Разный уклад. Другой темп жизни. У нас больше пространства. Вообще, мы стараемся находить общее. Тогда мы все становимся сильнее. Моя команда имеет возможность обсуждения с командой мэра всех важных вопросов на отраслевом уровне. Потому что, если начать находить различия между мной и вами, между Подмосковьем и Москвой, можно найти их миллион. Там бюджет 4 трлн руб., здесь – 1 трлн. Москва меньше, Подмосковье больше... Это заведомо ложный путь. Мы выбрали другую стратегию, потому что во главе угла наши жители, люди. Если ты живешь в Москве, ты заинтересован, чтобы и в столице, и в Подмосковье, где твой дом или твоих родителей, тоже все было хорошо, комфортно.

– Область очевидно является кадровым донором для московских предприятий, и в результате заметное количество жителей области платят НДФЛ в бюджет столицы. Есть ли у вас план создания привлекательного образа подмосковных предприятий в глазах жителей, чтобы они оставались работать в своем регионе?

– Правда жизни такова, что любой мегаполис притягивает и рабочую силу, и все самое лучшее. Возьмите Пекин или Шанхай, Нью-Йорк или Париж, Рим или Тель-Авив. Любая столица – очень мощный магнит. Это реальность жизни. Так и Москва. Порядка 2 млн жителей Подмосковья работают в столице и платят там налоги. Мы в этих условиях стараемся создавать рабочие места, строим современные индустриальные парки – частные и государственные. И поверьте, делаем это в хорошем темпе.

В этом году производственную площадку запустили в Ленинском городском округе. Там на 102 га будет 5–10 предприятий. Еще не построены дороги, еще не везде подведен газ, канализация, электричество, не поставлен забор и не построены лайт-индастриалы. Но площадка раскуплена. В Раменском и Жуковском мы делаем то же самое. Это стало возможно, потому что модернизированная дорога М5 «Урал» сегодня позволяет в короткое время перевозить и грузы, и рабочую силу. В каждом городе мы стараемся найти территорию, вложить туда деньги – а то, что мы вкладываем, окупается сторицей, как окупилась Дубна.

Индустриальные парки чувствуют себя хорошо. Особенно это было заметно, когда мы видели приток иностранных инвестиций. И с Китаем [работали], и с Турцией, и с Вьетнамом, и с Белоруссией, и с Узбекистаном... Китай пришел в Ленинский и Дмитровский городские округа. Мы крутим педали и видим результаты: поэтому наш бюджет растет.

– Каков упущенный доход бюджета в виде НДФЛ от того, что эти 2 млн человек работают в Москве?

– Считать эти деньги бессмысленно. Конечно, мы видим мобильность людей, поэтому повторяю: наша задача – не отставать и помогать бизнесу создавать достойные предприятия. К тому же есть и обратная история, когда к нам ездят из Москвы: учить и учиться, лечить и лечиться. Работать и отдыхать.

– А кто едет из Москвы?

– Едут те, кто обладает компетенциями для работы на наших заводах – «Роскосмоса», ВПК, перерабатывающих производствах. Вы знаете, что экономика Подмосковья имеет свою особенность – здесь нет нефти и газа. Она очень диверсифицированная: примерно четверть – торговля, четверть – логистика, транспорт, IT. Все, что касается перерабатывающей промышленности и стройки, – тоже примерно где-то 24%.

Малый и средний бизнес сегодня дает четверть доходов экономике Подмосковья. Поэтому мы топим за него. Стараемся, чтобы на первых этажах жилых домов был цивилизованный бизнес – ресторан, кафе, услуги. Все эти составные части нашей экономической политики дают результат.

«У нас рекордное число иностранных компаний»

– В прошлом году президент инициировал дискуссию о необходимости переезда части штаб-квартир крупных госкомпаний в регионы. Мособласть не фигурировала среди таких регионов? Или она слишком близко к столице?

– Мы знаем, что вся жизнь – борьба. И конечно, мы боремся и за компании. Задача инвестблока, – чтобы все компании, которые производят овощи в теплицах или варят сыр, производят ракеты, дроны, автомобили, работали у нас в Подмосковье, платили налоги, создавали рабочие места.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Индустрия со вкусом Индустрия со вкусом

Какой сейчас является пищевая промышленность Москвы

Ведомости
Мама, ты меня не понимаешь! Мама, ты меня не понимаешь!

Как направить дочь по верному пути и при этом сохранить с ней контакт?

Лиза
Битва за коэффициент рождаемости Битва за коэффициент рождаемости

Почему население планеты сокращается и чего нам ждать в будущем?

Монокль
Почему ИИ не знает, что у кошки четыре ноги Почему ИИ не знает, что у кошки четыре ноги

Специалист в области разработки ПО — о том, для чего нам нужен и не нужен ИИ

Монокль
Всё не так однозначно… Всё не так однозначно…

И 60 лет спустя конспирология в убийстве Кеннеди никуда не делась

Дилетант
Как Мэй Хабиб заработала $285 млн на ИИ-агентах, способных заменить 90% работников Как Мэй Хабиб заработала $285 млн на ИИ-агентах, способных заменить 90% работников

Как Мэй Хабиб создает ПО на базе ИИ, которое берет на себя рутинные задачи

Forbes
Эффект рататуя Эффект рататуя

Как вкусы из детства могут формировать наш характер и модель поведения

Grazia
Диктатура и женские форумы: как жительницы Латинской Америки боролись за свои права Диктатура и женские форумы: как жительницы Латинской Америки боролись за свои права

Как латиноамериканки прошлого боролись за гендерное равенство

Forbes
ИИ проверят на дырки ИИ проверят на дырки

Минцифры проведет эксперимент по внедрению ИИ в региональные «Госуслуги»

Ведомости
Доходное расхождение Доходное расхождение

Как продавцы маркетплейсов объяснят расхождения в налоговых декларациях

Ведомости
Запечатанный воздух Запечатанный воздух

Японские семейные тайны Сахалина

Weekend
Светлана Коркошко: «Одиночество — это моя природа» Светлана Коркошко: «Одиночество — это моя природа»

«Я долго не могла переступить порог моего любимого МХАТа после его раздела»

Коллекция. Караван историй
Исследование показало, что экспрессия приводит к лучшей поддержке от партнера Исследование показало, что экспрессия приводит к лучшей поддержке от партнера

Как способ выражения эмоций влияет на поддержку от романтических партнеров

Inc.
Авианосцы ВМС Индии XXI века Авианосцы ВМС Индии XXI века

История постройки авианосца «Викрант»

Наука и техника
Управление клубом: искусство балансировать между хаосом и порядком Управление клубом: искусство балансировать между хаосом и порядком

Егор Турчинский, Кирилл Павлов: можно ли сегодня зарабатывать на клубном бизнесе

Forbes
Полина Бондарева Полина Бондарева

Полина Бондарева о том, как прописать в квартире искусство и инсталляции

Собака.ru
Инвесторы ловят дно Инвесторы ловят дно

Инвесторы ищут возможность заработать на падающем рынке

Ведомости
Город храмов-кораблей и черной лисы Город храмов-кораблей и черной лисы

Тотьма — один из ближайших к столице порталов в мир Русского Севера

Weekend
3D-печать домов, роботы-диагносты, космические двигатели и сверхпрочные ткани: как российские стартапы создают будущее 3D-печать домов, роботы-диагносты, космические двигатели и сверхпрочные ткани: как российские стартапы создают будущее

Подборка историй людей, которые двигают прогресс

ТехИнсайдер
«Санкционный механизм — это “Титаник”, но Трамп хочет договориться» «Санкционный механизм — это “Титаник”, но Трамп хочет договориться»

О том, как выстраиваются отношения российского и американского бизнеса

Эксперт
Трактор заедет в конкурентную нишу Трактор заедет в конкурентную нишу

Производство тракторов во Владимире: инвестиции, технологии, команда

Монокль
Как перестать повторять одни и те же ошибки: советы психолога Как перестать повторять одни и те же ошибки: советы психолога

Почему мы возвращаемся к старым ошибкам и как выйти из замкнутого круга?

VOICE
Потрясно: что такое турбулентность и почему ее не надо бояться Потрясно: что такое турбулентность и почему ее не надо бояться

Рассказываем, что такое турбулентность и почему ее совершенно не стоит бояться

ТехИнсайдер
Жизнь застрахуют по долям Жизнь застрахуют по долям

Страховщики запускают продажи долевого страхования жизни

Деньги
Топ процедур по омоложению на 45 лет Топ процедур по омоложению на 45 лет

Лучшие косметологические методики для 45-летних

VOICE
Жить вместе, но порознь: почему пары не разводятся официально? Жить вместе, но порознь: почему пары не разводятся официально?

Какие причины заставляют людей сохранять брак на бумаге, но жить отдельно?

VOICE
Экологическая головоломка: как правильно убирать за собакой в 21 веке Экологическая головоломка: как правильно убирать за собакой в 21 веке

Как поддерживать чистоту после своей собаки, не нанося вреда окружающей среде?

Inc.
«Книга Страшного суда» «Книга Страшного суда»

«Книга Страшного суда» — итог первой всеобщей переписи земель в Европе

Дилетант
Если на месте не сидится Если на месте не сидится

Все существа, начиная с самых первых, неустанно пытались обрести движение

Наука и жизнь
Гита, жена Мономаха Гита, жена Мономаха

Первой женой Мономаха была дочь Гарольда Годвинсона, павшего при Гастингсе

Дилетант
Открыть в приложении