Продажи грузовиков в России идут на рекорд

МонокльБизнес

Тягачи и самосвалы тянут рынок грузовиков

Продажи грузовиков в России в этом году идут на рекорд, что связано с общим оживлением экономики. Однако стремительный рост продаж усугубил такие проблемы, как нехватка сервиса и острый дефицит нишевой грузовой техники

Алексей Грамматчиков

В текущем году продажи грузовиков в России достигнут 150 тыс. единиц, это на 80% больше, чем в прошлом году, и на 16% больше, чем в рекордном 2012-м

Уходящий 2023 год стал рекордным для рынка грузовых автомобилей: ожидается, что продажи средних и тяжелых грузовиков грузоподъемностью свыше 3,5 тонны к концу декабря достигнут 150 тыс. единиц. Это на 80% больше, чем в прошлом году, и на 16% — чем в суперуспешном 2012-м, когда в РФ было продано 128,9 тыс. новых грузовых машин. Огромный спрос на коммерческие автомобили говорит о динамичном развитии ключевых отраслей российской экономики и не может не радовать участников рынка. Однако сложность заключается в том, что из-за санкций рынок грузовиков в последний год переживает серьезную трансформацию, подвергаясь постоянной проверке на прочность в плане ассортимента, качества машин и возможностей их сервисного обслуживания. И приходится констатировать, что все эти параметры далеки от идеальных.

Логистика и стройка

Продажи коммерческих машин всегда считались консервативным сектором автомобильного рынка, но при этом служили хорошим индикатором интенсивности развития экономики. Если в нише легковых авто есть место эмоциям, то при приобретении грузовиков во главе угла стоит расчет: такие машины являются важным активом предприятий, и руководство скрупулезно просчитывает окупаемость и экономическую целесообразность подобного рода инвестиций.

В последнее десятилетие российский рынок грузовых машин не баловал нас хорошими новостями. После пика в 2012 году продажи коммерческих автомобилей пошли на спад и в кризисные 2014–2015 годы рухнули до 51 тыс. единиц. К 2017 году рынку едва удалось приподняться над отметкой 80 тыс. машин, но ковидные проблемы опять придавили его до 74 тыс. единиц. В 2021 году продажи увеличились, достигнув почти 100 тыс., но в 2022-м из-за санкций снова упали до 84 тыс. машин. И вот сейчас резкий взлет до рекордного 150-тысячного рубежа (см. график 1).

График 1. В текущем году продажи грузовиков достигнут рекордов

Одним из факторов роста, безусловно, является отложенный спрос. За годы экономии автопарк многих компаний устарел, и его нужно обновлять: расходы на ремонт и содержание такой техники порой превышают стоимость покупки новых транспортных средств. Другой фактор — повышенный спрос со стороны тех отраслей экономики, которые сейчас переживают подъем. И это не только оборонная промышленность, но и дорожное, жилищное строительство, логистика и другие сферы, где автомобильные перевозки играют важную роль. «На продажи грузового коммерческого транспорта в РФ влияют и отложенный спрос, и развитие внутреннего рынка грузоперевозок, и реализация инфраструктурных проектов, и объем активных строительных работ на присоединенных территориях, — комментирует Рустам Шарипов, генеральный директор Sinoway Group (официальный дилер китайских грузовиков Shacman). — Мы ощущаем стабильный интерес к нашей продукции со стороны компаний, занимающихся всеми видами перевозок: предприятиям этой сферы приходится наращивать свои автопарки, а кроме того, увеличивается число новых игроков. Чтобы покрывать растущий спрос и предлагать клиентам быструю поставку, мы поддерживаем большие запасы техники на складе».

По словам участников рынка, повышенным спросом пользуются два основных вида грузовых авто: седельные тягачи, которые способны перевозить грузы на дальние расстояния, и чисто строительные грузовики, прежде всего самосвалы. «Если говорить о структуре рынка, то сейчас первым по величине является сегмент седельных тягачей, — рассказывает Анна Ерохина, директор по маркетингу компании BWG (российский дистрибьютор коммерческого транспорта и комплексных решений). — По итогам года мы ожидаем увеличения числа регистраций этих машин до 55–57 тысяч, это почти в три с половиной раза больше, чем в 2022 году. В результате доля грузовиков такого типа в общем объеме продаж составит более трети. Вторым по величине остается сегмент самосвалов. По нашим прогнозам, к концу декабря количество их регистраций в полтора раза превысит показатели предыдущего года и достигнет 41 тысячи (порядка 28 процентов рынка грузовых автомобилей)».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Электричка с зоркими глазами Электричка с зоркими глазами

Беспилотники пригородного сообщения

Наука
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
Грузия сумела сказать «нет» Западу Грузия сумела сказать «нет» Западу

Какое будущее выбрали для страны нынешние грузинские политические элиты

Монокль
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
100 самых сексуальных женщин страны 100 самых сексуальных женщин страны

Сто самых красивых женщин страны заждались тебя

Maxim
Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

Монокль
10 неожиданных вопросов Кате Гусевой 10 неожиданных вопросов Кате Гусевой

Расспросили королеву ремиксов Катю Гусеву о вере в приметы и любви к собакам

VOICE
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
15 уроков периода высоких ставок глазами банкира 15 уроков периода высоких ставок глазами банкира

Что мы поняли за годы высоких ставок?

Ведомости
Быстрый платеж Быстрый платеж

Оплата покупок по QR-коду: в чем выгода и в чем подвох

Лиза
Рабби Давид из люфтваффе Рабби Давид из люфтваффе

В 2019 году Бундестаг одобрил введение в Германии военного раввината

Дилетант
Кадровый агропотенциал Кадровый агропотенциал

Роль государства и бизнеса в решении проблемы дефицита персонала

Агроинвестор
Дорогой инноваций Дорогой инноваций

Что изменит высокоскоростная магистраль Москва — Санкт-Петербург

Эксперт
История в фасадах История в фасадах

Число объектов культурного наследия в столице растет

Ведомости
Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый» Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый»

Денис Власенко о «супергеройских» ролях и о том, каково это в возрастном гриме

Ведомости
Откуда что пошло на флоте Откуда что пошло на флоте

Повседневная жизнь на парусном военном корабле XVIII века

Наука и техника
Мир экзопланет: самые странные экзопланеты Мир экзопланет: самые странные экзопланеты

Как появляются пульсарные планеты, планеты-зомби и бланеты

Наука и техника
Эра литий-ионных аккумуляторов Эра литий-ионных аккумуляторов

Почему ученые трудятся над тем, чтобы повысить безопасность батареек

Наука и техника
Земля на стыке гипотез Земля на стыке гипотез

Земля в процессе своего развития расширялась или сжималась?

Знание – сила
Сеньоры на потоке Сеньоры на потоке

Зачем Минцифры запускает новые программы подготовки IT-кадров

Ведомости
Сити-брейк Сити-брейк

Идеальные города России для семейного уик-энда

Лиза
Скелетные мышцы самолета – система управления Скелетные мышцы самолета – система управления

Зачем самолетам демпферы, гидроусилители, закрылки и предкрылки?

Наука и техника
Стимулы вместо принуждения Стимулы вместо принуждения

Чем биржевая торговля сельхозпродукцией может быть интересна бизнесу

Агроинвестор
Передвижники и императорская власть Передвижники и императорская власть

Как передвижники получили признание императора Александра III

Знание – сила
Как Ленин дэвов побеждал Как Ленин дэвов побеждал

Какие отпечатки оставили на народах России события на рубеже XIX и XX веков

Дилетант
Банки на передовой Банки на передовой

Как работала финансовая система СССР во время войны

Эксперт
Американские горки Американские горки

Группа БКС возобновила торги американскими бумагами через свой инвестбанк

Ведомости
О чем молчат рекорды HoReCa О чем молчат рекорды HoReCa

Будут ли все последствия смещения потребления с кухни в ресторан положительными?

Агроинвестор
Пифагор, или Теорема с одним неизвестным Пифагор, или Теорема с одним неизвестным

«Нет ни одной детали в жизни Пифагора, которая не была бы опровергнута»

Дилетант
Музей как увлечение Музей как увлечение

Единственный в своем роде: музей при Институте космических исследований РАН

Знание – сила
Открыть в приложении