Селлеров оптимизируют оптом
Санкции, наложенные на российский бизнес, ускорили формирование в России нового вида бизнеса: организацию оптовых поставок товаров из Китая для селлеров маркетплейсов. Это позволяет им оптимизировать издержки и выживать в условиях активной консолидации рынка электронной торговли
«Яндекс. Маркет» запустил для торгующих на интернет-площадках предпринимателей сервис по оптовой покупке и доставке товаров из Китая. Это позволит селлерам оптимизировать затраты на логистику и перевод платежей. Подобного рода услуги стали появляться на рынке в последние два года, и это уже четвертый такой сервис. Однако раньше особым спросом они не пользовались. Но с прошлого года, в связи с ужесточением санкций и из-за затруднений с переводом денег в Китай, спрос на подобные услуги стал расти. Что, видимо, и вызвало интерес к этому бизнесу у «Яндекса».
По прогнозам экспертов, этот вид В2В-сервисов будет активно развиваться, как и все электронные сервисы, делающие работу селлеров на маркетплейсах более эффективной. Рост будет связан как с продолжающимся развитием интернет-торговли, так и с консолидацией рынка продавцов.
Эволюция, и ничего личного
Темпы роста рынка интернет-торговли не перестают удивлять: ежегодно ее оборот увеличивается больше, чем у любой другой отрасли как в России, так и в большинстве стран мира. По данным аналитической компании Data Insight, в прошлом году российская e-commerce выросла на 48%, до 7,9 трлн рублей. За последние десять лет рынок радикально эволюционировал: многочисленные интернет-магазины оказались растворены в витринах маркетплейсов. А пункты выдачи заказов (ПВЗ) маркетплейсов сегодня являются самой эффективной франшизой для бизнеса.
Лидеры среди маркетплейсов — Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет» и «Мегамаркет» (перечислены в порядке убывания доли рынка) — аккумулируют более 80% всех электронных заказов розничных покупателей. В прошлом году они прибавили в обороте больше, чем вся интернет-торговля страны: 92% при общем росте около 40%. По данным Data Insight, эта четверка также занимает почти две трети рынка в деньгах: их общий оборот составляет 4,4 трлн рублей.
Более того, рынок продолжает бурлить: в этом году, по прогнозу Data Insight, он прибавит еще треть и превысит 10 трлн рублей, поскольку дистанционная торговля становится все более доступной и понятной большинству граждан, в том числе благодаря развитию инфраструктуры маркетплейсов, которые продолжают строить широкую сеть складов, ПВЗ, развивать доставку и пр.
Регулярно пополняется и армия селлеров, которые являются движущей силой маркетплейсов. Их число достигло уже 600 тыс., а прирастало оно даже более высокими темпами, чем сама интернетторговля, в том числе маркетплейсы: в два раза в год в течение последних трех лет. Более того Data Insight прогнозирует, что к концу года будет 700 тыс. только легальных активных селлеров (которые на период мониторинга имели хотя бы одну продажу в день, а не просто открыли электронные кабинеты). И большинство из них будут торговать всего на двух маркетплейсах — Wildberries и Ozon (сейчас они объединяют свыше 450 тыс. селлеров). Маркетплейсы конкурируют за селлеров, стараясь предложить им либо меньшие комиссии, либо больше услуг (таких как продвижение, дизайн карточек), либо лучшие условия доставки, приемки на склад и др. Впрочем, их отношения в разное время складываются по-разному (см. «Santa Wildberries: история одного развода», «Монокль» № 37 за 2024 год).
Оптом веселее
На таком вдохновляющем рынке «Яндекс. Маркет», похоже, решил обойти конкурентов и первым из «большой четверки» сделал ход конем: предложил селлерам всех маркетплейсов выгодную организацию оптовых поставок товаров из Китая. На прошлой неделе «Маркет» запустил рекламу сервиса, который пока работает в тестовом режиме. Селлерам предлагается выбрать нужные товары из каталога и оставить предзаказ. «После этого наш менеджер свяжется с ними для уточнения деталей и расчета окончательной стоимости заказа, — пояснили “Моноклю” в пресс-службе “Яндекс Маркета”. — “Маркет” берет на себя все остальные вопросы, включая логистику и проверку качества, которую проходит каждая товарная единица перед отправкой. Клиент же с доставкой “до двери” получает свой заказ, где каждая товарная единица нами проверена, а также необходимые документы». В пресс-службе сообщили, что на площадке «Яндекс.Маркета» для бизнеса представлено уже 20 млн таких товаров более чем от 40 тыс. партнеров, в том числе техника и товары для дома.