С какими трудностями сталкивается российский бизнес при работе в Азии

МонокльБизнес

Не до конца открытые врата

Высокий риск мошенничества, неторопливость и слишком острая еда на переговорах: с какими трудностями сталкивается российский бизнес при работе в Азии

Александр Столяров

Photo by VCG/VCG

Отечественные компании все чаще пробуют вести бизнес в КНР и других странах Юго-Восточной Азии. На эти рынки выходят наши крупные экспортеры продуктов питания, ресурсов, производители станков и даже некоторые представители IT-сектора.

Но бизнесмены жалуются, что вести дела, к примеру, в том же Китае бывает непросто: частный сектор сильно зарегулирован, а рынок сверхнасыщен — выйти можно только с очень качественным и уникальным продуктом. Кроме того, Поднебесная ведет себя с партнерами хитро: она легко впускает товары, которые нужны ей самой, а для всех остальных поставки продукции превращаются в квест.

Перспективная Азия

Российским производителям Китай кажется безбрежным океаном — манящим, готовым поглотить любой товар. Многие бизнесмены мечтают испытать удачу и заполучить хотя бы небольшую долю этого лакомого пирога. А некоторые пришли туда уже давно.

Руководитель практики сопровождения международных проектов юридической компании CLS Александр Быков говорит, что, как правило, в сотрудничестве с КНР заинтересованы производители станков, различного промышленного оборудования, электроники, экспортеры плодоовощной продукции и товаров народного потребления. Но, конечно, Китай манит не только экспортеров, но и тех, кто вынужден закупать там комплектующие либо импортировать товары.

«Компании принимают решение начать вести бизнес в КНР, когда у них много мелких поставщиков на территории этой страны и надо проверять, сортировать, маркировать поставляемую продукцию. Для этого приходится открывать производственную базу, склады, — рассказывает юрист. — Второй случай — когда хотят создать совместное предприятие с китайцами». С КНР также активно работают наши импортеры, которые закупают там всевозможные товары. Как объясняет Александр Быков, они регистрируют в Китае фирмы, чтобы самим заниматься таможенным оформлением, валютным контролем, а также чтобы вернуть НДС. Это снижает издержки, и компании получают конкурентное преимущество перед другими импортерами. Многие бизнесмены регистрируют в Китае специальные фирмы, закупающие товары в Европе и США и потом ввозящие их в нашу страну.

Игорь Ганя, владелец Ganea Group, крупнейшего производителя меда в России, а также создатель своей марки вина, начал работать в КНР еще в 2007 году. Он из тех, кто хотел предложить жителям Поднебесной российские товары. Предприниматель открыл в Гуанчжоу ресторан европейской кухни, где подаются его собственные вина. Спустя некоторое время заведение получило звезду Michelin.

«Бизнес с Китаем я открыл еще 17 лет назад — тогда это была купля-продажа китайских мобильных телефонов. Но когда у меня появился капитал, я понял: больше так нельзя — надо делать что-то свое, создавать производство», — вспоминает Игорь Ганя.

После этого бизнесмен организовал производство вина, а затем построил пасеки в Саратовской области — сегодня ему принадлежат 30 тысяч ульев. Когда дело было налажено, мед и вино решили поставлять на экспорт, в том числе в КНР. «В Китае российские продукты питания ценятся: там считается, что они экологически чистые. Мы свою продукцию туда продаем и будем продавать, так как это очень большой рынок», — говорит бизнесмен.

Поставками компания занимается сама: по мнению Игоря Гани, если передать эту работу дистрибьютору, можно перестать контролировать свою долю на рынке — посредники не всегда достаточно мотивированы.

Предприниматель отмечает, что КНР — серьезный импортер: так, уровень потребления Москвы равен всего 1% потребления Китая. Поэтому бизнесмены бьются даже за 0,1% местного рынка, выйти туда хотят многие компании из ЕС, США и даже Австралии. «У некоторых экспортеров до сих пор остались иллюзии, что миллиард китайцев “съест” любой товар, который им привезут, — говорит Игорь Ганя. — Но это неверно. Вспомните: даже Coca-Cola не сразу смогла покорить местный рынок. Оказалось, что китайцы не пьют сладкую воду, и компании пришлось менять формулу специально для КНР».

Основатель Ganea Group советует бизнесменам, желающим торговать с Поднебесной, вначале тщательно проанализировать рынок. А потом проделать «домашнюю работу»: в Китай можно выходить, если у продукта хорошая репутация и он широко представлен на локальном рынке. Если же продукт не узнают даже дома, разворачиваться на Восток рано. А еще перед тем, как начинать работать в КНР, надо пожить там хотя бы две-три недели, чтобы лучше понять местных жителей. «Допустим, вы уверены, что продавать мороженое с земляникой в Китае — хорошая идея. Но посмотрите на вкусы местного населения — может оказаться, что такой товар не зайдет: китайцы скажут, что это мороженое слишком сильно вяжет», — рассуждает предприниматель.

Роботизированная Азия

Активно работают с Юго-Восточной Азией и российские компании из промышленного сектора. Однако многие признаются, что в Китай выходить сложнее всего, поскольку там есть своя линейка промышленной продукции. Конкурировать удается только в тех секторах, где Россия может предложить уникальные товары — например, в области производства и настройки умных станков.

Заместитель гендиректора особой экономической зоны «Авангард» Михаил Деревянко рассказывает: до пандемии компания-интегратор, в которой он был генеральным директором, занималась разработкой автоматизированной ячейки на конвейере завода стиральных машин одной из крупнейших китайских корпораций. «Китайская компания на протяжении нескольких лет пыталась решить задачу по автоматизации участка производства, на котором сотрудник вкладывал внутрь стиральной машины кирпич-противовес для фиксации барабана при стирке. Проблема заключалась в том, что на одном и том же конвейере собиралось около 200 видов машин. Все 200 видов были разделены примерно на 20 типов. Каждый тип — это определенный вид кирпича весом от 5 до 15 килограммов. В зависимости от спроса типы производимых на линии стиральных машин могли меняться за очень короткий срок. Таким образом, если бы кирпичи укладывал промышленный робот, то при каждой смене типа приходилось бы приглашать дорогостоящего инженера-робототехника для перепрограммирования агрегата», — добавляет он.

Компании Деревянко удалось предложить роботизированное решение. Была создана специальная «умная рука», способная захватывать кирпичи-противовесы из всех положений. Для прибора написали российское ПО, которое позволяло роботу различать все типы стиральных машин, производимых на конвейере.

Некоторые промышленные компании идут не в Китай, а в другие страны Юго-Восточной Азии — с менее развитым промышленным сектором и, соответственно, с более высокими потребностями в технике.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

В начале был громоотвод В начале был громоотвод

Люди всегда боялись грозы, сопровождаемой молниями. Кто подчинил их?

Дилетант
Что хорошего и плохого в вариаторе и почему он всех бесит Что хорошего и плохого в вариаторе и почему он всех бесит

Почему вариатор стал синонимом вождения без удовольствия?

Maxim
Ускользающие инопланетяне Ускользающие инопланетяне

Новая шкала инопланетных цивилизаций

Популярная механика
«Байденомика» против «трампономики» «Байденомика» против «трампономики»

Чья экономическая политика выгоднее для США

Деньги
Кто вы, Сигрид Гордая? Кто вы, Сигрид Гордая?

Что нам известно о биографии Сигрид Гордой из скандинавских саг?

Дилетант
5 лайфхаков, которые продлят жизнь вашей собаки 5 лайфхаков, которые продлят жизнь вашей собаки

Правильный образ жизни поможет продлить жизнь вашего питомца

Psychologies
Мифическая палеонтология. Древние животные в фольклоре прошлого и настоящего Мифическая палеонтология. Древние животные в фольклоре прошлого и настоящего

Издревле человек «населял» леса, моря и горы разными мистическими существами

Наука и техника
«Золотое дно»: как Сергей Минаев попытался сделать российский вариант «Наследников» «Золотое дно»: как Сергей Минаев попытался сделать российский вариант «Наследников»

Почему «Золотое дно» невозможно сравнивать с американским хитом «Наследники»

Forbes
Антон Андрейчиков: «Мы развиваем не только ребенка, но и его родителей» Антон Андрейчиков: «Мы развиваем не только ребенка, но и его родителей»

История создания студии Platoshka из уст одного из ее основателей

Монокль
Маска забвения Маска забвения

Как Всеволод Мейерхольд оказался главным призраком русского театра ХХ века

Weekend
«Амазонки» Сталина «Амазонки» Сталина

Уникальное женское соединение из СССР со сложной служебно-боевой судьбой

Дилетант
В России стартовали продажи новых кроссоверов DFSK. Что это за машины В России стартовали продажи новых кроссоверов DFSK. Что это за машины

Кроссоверы DFSK — что это за автомобили и подойдут ли они россиянам?

РБК
Гостиничный бум в режиме «подвиг» Гостиничный бум в режиме «подвиг»

В России планируется кардинальным образом изменить индустрию гостеприимства

Монокль
Великое чаепитие Великое чаепитие

И сегодня Великий чайный путь не забыт – по нему путешествуют туристы

Лиза
Мерцание светодиодных ламп: вредно ли и как его проверить? Мерцание светодиодных ламп: вредно ли и как его проверить?

Как понять, мерцают ли лампы в световых приборах?

CHIP
Эпоха романтизма Эпоха романтизма

Можно ли всегда ощущать себя немного влюбленным, даже не находясь в отношениях?

Grazia
Ты точно его слушаешь: Кто такой MACAN? Ты точно его слушаешь: Кто такой MACAN?

Чем MACAN так нас всех зацепил?

ЖАРА Magazine
Если не хочется работать: что делать в таком случае, рассказывает психолог Если не хочется работать: что делать в таком случае, рассказывает психолог

Когда мы слышим «не хочу работать вообще никогда», то сразу начинаем обвинять

Psychologies
Продюсер Леонид Бурлаков: У меня до сих пор сохранилась вера в то, что у нашего человека хороший вкус Продюсер Леонид Бурлаков: У меня до сих пор сохранилась вера в то, что у нашего человека хороший вкус

Продюсер Леонид Бурлаков — о современной российской музыке

СНОБ
Сколько секса нужно для счастья? Сколько секса нужно для счастья?

Насколько часто нужно заниматься сексом?

Лиза
Личное дело Личное дело

Если ты заболела, кажется, что тебя прокляли, что говорить об этом стыдно

Grazia
Лазанья Лазанья

Лазанья — паста с долгой историей, хотя часто ее даже не воспринимают как пасту

Bones
«Художник во льдах». Кто такой Александр Борисов и почему о нем важно знать «Художник во льдах». Кто такой Александр Борисов и почему о нем важно знать

Жизнь и творчество художника Александра Борисова

СНОБ
Что смотреть вечером: 6 главных фильмов Вима Вендерса Что смотреть вечером: 6 главных фильмов Вима Вендерса

Фильмы Вима Вендерса, которые отлично подойдут для знакомства с его творчеством

Правила жизни
Как отказаться от достигаторства и начать жить: 6 советов Как отказаться от достигаторства и начать жить: 6 советов

Как начать ценить свое время и свою жизнь вне карьеры?

Psychologies
Собака чудом выжила после схватки с пумой: видео Собака чудом выжила после схватки с пумой: видео

Ризеншнауцер избежал почти смертельной стычки с большой кошкой

ТехИнсайдер
Взяла и успокоилась. 4 лекарственных растения, которые стоит держать в домашней аптечке Взяла и успокоилась. 4 лекарственных растения, которые стоит держать в домашней аптечке

Природа – лучший лекарь. Главное – научиться использовать ее потенциал

Лиза
«Вот, что мы любим»: как появился фастфуд «Вот, что мы любим»: как появился фастфуд

Бургеры с картошкой фри — неотъемлемая часть истории культуры еды

ТехИнсайдер
Рузиль Минекаев: «В школе я не был крутым парнем» Рузиль Минекаев: «В школе я не был крутым парнем»

Как Рузиль Минекаев реагирует на навязчивых фанаток и почему боится славы

VOICE
Как (не) работают книги по саморазвитию и самопомощи: мнение людей с депрессией Как (не) работают книги по саморазвитию и самопомощи: мнение людей с депрессией

Насколько эффективны книги по самопомощи? Что стоит учитывать при их выборе?

Psychologies
Открыть в приложении