Как в современной России решаются проблемы промышленного дефицита

МонокльHi-Tech

«Хочешь жениться — построй завод»

Как в современной России решаются проблемы промышленного дефицита

Берт Корк

Иркутский завод гусеничной техники начался с «косметического» ремонта списанных геологических вездеходов и пришел к производству собственной техники с нуля

Жил-жил человек своей обычной жизнью, работал на своей скучной работе, а потом пошел в магазин за чем-то очень нужным, а в магазине этого нет. Это повседневная для нашей страны ситуация, но важно, что поведение человека в ней является маркером для текущей за окном исторической эпохи. В Советском Союзе этот человек либо искал свой «блат», чтобы покупать дефицитные товары из-под прилавка, либо начинал писать в партийную организацию и газеты — тогда это работало. С развалом страны жаловаться стало некуда, и люди просто выживали, перебиваясь дрянными кооперативными суррогатами. В сытые «нулевые» ситуация изменилась на противоположную: всего стало много, жаловаться было не на что, единственной проблемой было выбрать между дешевым и низкого качества китайским или дорогим качественным европейским — это уже был вопрос платежеспособности.

Но вот настали суровые времена санкций, границы закрылись, и многие уже привычные товары и услуги стали недоступны. В ответ возникла практика «импортозамещения»: не найдя чего-то в магазинах, люди стали строить собственный бизнес. То есть жил-жил человек своей обычной жизнью, работал на своей скучной работе, а потом пошел в магазин за чем-то очень нужным, а в магазине этого нет. Он бросил свою скучную работу и стал производить это нужное сам, а поскольку это нужно не только ему, стал он это продавать и работать частным предпринимателем. О том, как принципиально изменился этот тренд «импортозамещения», став новым историческим маркером времени, мы поговорим в конце этой истории. А сама история — о том, как один парень, Александр Горин, однажды взял и неожиданно для самого себя построил в чистом поле под Ангарском тракторный завод — ИЗГТ (Иркутский завод гусеничной техники).

Александр Горин с автором и вдохновителем идеи строительства завода — своей женой

Предложение, от которого нельзя отказаться

В тридцать лет Александр Горин оказался на жизненном перепутье. Жить по-старому он не хотел, а по-новому — не знал как. Родившись в Поволжье, он окончил в родном Саратове Балашевское высшее военное летное училище, в начале «нулевых» уехал служить в Иркутск и до 2013 года был летчиком военнотранспортной авиации. Пока просто не надоело: энергии много, хочется большего, но военный сам себе не принадлежит. «Сидишь как собака в будке на границе, не создаешь никакого валового продукта», — недовольно бурчал он, увольняясь в звании капитана после завершения контракта.

Свое будущее он себе представлял туманно, поэтому для начала пошел зарабатывать деньги. С друзьями из команды по парашютному спорту (он был мастером спорта по прыжкам, команда — чемпионом России) создали бригаду и завербовались на вахту в бодайбинскую золотодобывающую артель. Два года отработал инженером по снабжению, заработал два миллиона и уволился.

— Там хорошо зарабатывать деньги: год работаешь без оплаты, за питание и ночлег, а в конце года всю зарплату выдают разом, — вспоминает Александр. — Но люди привыкают жить вахтой, живут так годами, а развития нет. К концу второго года я задумался: куда я так приду? Решил, что никуда, и уволился.

В 2015 году он, в духе времени, решил прокачивать свои бизнес-скиллы и пошел учиться на MBA. Попутно пытался торговать автомобильными запчастями. На обучении он встретил свою будущую жену, и это предопределило его дальнейшую судьбу. Она работала в крупной компании и понимала, что такое предпринимательство. Он голодранец, «ни кола, ни двора», зато полные карманы денег. Он говорит: «Выходи за меня! Хочешь машину? Хочешь на курорт?» А она ему: «Фи, Александр, я с хулиганами не гуляю! Сначала сделайте что-нибудь полезное в этой жизни, а потом поговорим о семье». Александр озадаченно уточнил: «Сделать полезное — это что?» Она и отвечает: «Ну, например, завод». И он пошел строить завод. Вот так в современной России люди создают промышленное производство. А вы говорите «импортозамещение»...

Но если говорить серьезно, то поиск своей ниши — это ключевой момент в создании любого нового бизнеса. Александру помогли два обстоятельства — детское увлечение и бесперспективная торговля автозапчастями. Однажды, в 2016 году, он познакомился с геологами, которые продавали списанный вездеход: «Может, пригодится на запчасти?» Он купил, и стал ходить вокруг — думать, что делать с этим странным приобретением.

— Вселенная всегда отвечает на запрос, — размышляет Александр сейчас. — В детстве у меня любимыми игрушками были модели машин в масштабе 1:43 Су-100 и Т-34. Не очень красивые, но с офигенной базой. Батя всегда покупал эти модельки, мы их раскручивали, верх выкидывали, оставляли только гусеничное шасси. Потом лобзиком из ДСП выпиливали новый кузов — пассажирский, куда сажали солдатиков, — обклеивали дерматином, из скрепок делали поручни — и все детство мы делали эти машины, и я играл в этих солдатиков. Когда вырастаешь, забываешь об этом, занимаешься какойто серьезной профессией, но это детское увлечение сидит на подкорке. И вот нам в руки попадает списанный гусеничный вездеход, такой таежный танк. Ты смотришь на него и думаешь: «А что с ним делать? Кажется, я знаю, что…»

С таежным вездеходом, купленным за 600 тыс., Александр и несколько его друзей обошлись, как с детской игрушкой: срезали кабину, оставив гусеничную базу, и в гараже, «на коленке», склепали вместительный кунг, пассажирскую надстройку. У тесного лесного «танка» появился новый функционал — перевозка людей, а значит, и новая ценность — вездеход продали в два раза дороже. Команда «капитальщиков» (тех, кто делает капитальный ремонт объекта) осмотрелась и увидела, что списанной техники продается очень много. Большинство этой техники изначально было военного происхождения, потом ее списывали и отдавали на нужды лесников, геологов, газовиков и нефтяников — всех тех, кто передвигается по таежному бездорожью. Когда «танки» вырабатывали свой ресурс, их вторично списывали и продавали за копейки. И в этом Александр Горин увидел свой шанс. Это была идея готового бизнеса.

— Капитальный ремонт техники — это 90 процентов ресурса за 30 процентов начальной стоимости. То есть клиент за треть цены получал на 90 процентов восстановленную и функциональную машину, — говорит Александр и улыбается: — Наш главный инженер Денис Юринский, который понимал такие расклады, сам пришел из геологии, он тринадцать лет в таком «танке» отсидел. Когда он устраивался к нам работать, я спросил: «Денис, сколько ты хочешь получать?» Он решительно отвечает: «Шестнадцать тысяч. Только вовремя плати». Я говорю: «Какие шестнадцать, нет таких зарплат!? Бери сорок и иди работай». Он подумал и отвечает: «Ладно, пусть будет сорок. Но только плати вовремя!»

Сегодня ИЗГТ выпускает 160 вездеходов в год и занимает 30% рынка

Завод в чистом поле

Начался бизнес бойко. В недрах иркутского аэропорта, по соседству с грузовым терминалом, арендовали небольшой ангар на одно машино-место. На полученные от первого ремонта «х2» выручки купили еще два вездехода. «Танки» резали вдоль пополам и надстраивали новую вместительную кабину-кунг — вместо четырех человек в нее легко входило пятнадцать. Продавать сначала было тяжело. Когда в офисе «Газпрома» появлялись ходоки из ангара около грузового аэропорта и начинали объяснять, что они молодая команда, которая делает и продает какие-то вездеходы, скроенные на коленке, эту самодеятельность просто не хотели слушать. Проще стало, когда появилось юрлицо и громкое название «Иркутский завод гусеничной техники». Когда представители приходили в офисы и говорили, что их завод делает «танки», как выразился один из работников ИЗГТ, «даже ленивая собака поднимала голову». Их продукцию охотно покупали геологи, лесозаготовители и нефтяники под буровые установки и перевозку кранов-манипуляторов — все, что связано с бездорожьем, с разведкой и разработкой отдаленных месторождений.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Когда встают поезда Когда встают поезда

В России создан железнодорожный кран большой грузоподъемности

Эксперт
Пранкер XX века! Узнайте интересные факты о Марселе Дюшане и его Пранкер XX века! Узнайте интересные факты о Марселе Дюшане и его

Зачем новатор и художник-концептуалист Марсель Дюшан сделал фонтан из писсуара

ТехИнсайдер
«Не Диснейленд, а тематический парк на русских национальных кодах» «Не Диснейленд, а тематический парк на русских национальных кодах»

Можно ли создать прибыльный тематический парк в России?

Монокль
Между серпом и пухом Между серпом и пухом

Тур на кроссовере марки Jetour до Серпухова и обратно

Автопилот
Грядет ли закат социальных сетей? Грядет ли закат социальных сетей?

Ведущие мировые соцсети стремительно теряют капитализацию

Эксперт
Быть боссом — опасно для здоровья! Вот почему деньги не стоят того Быть боссом — опасно для здоровья! Вот почему деньги не стоят того

Стресс на руководящей должности может сократить продолжительность жизни

ТехИнсайдер
Дело Дурова: где право и ключи? Дело Дурова: где право и ключи?

Что же французам было нужно от Павла Дурова на самом деле?

Монокль
No Frost или капельная система: что лучше? No Frost или капельная система: что лучше?

Основных типов разморозки холодильника два: капельная система и No Frost

CHIP
Астрономы нашли воду на поверхности астероидов Астрономы нашли воду на поверхности астероидов

Вероятно, большую часть воды занесли на Землю кометы и астероиды

ТехИнсайдер
Управление гневом Управление гневом

Как экологично выражать злость и недовольство?

Лиза
Спасение дельфинов и лошадей: как НКО помогают диким и эксплуатируемым животным Спасение дельфинов и лошадей: как НКО помогают диким и эксплуатируемым животным

НКО, которые лечат и окружают заботой нуждающихся животных

Forbes
11 фильмов ужасов о зубах и дантистах 11 фильмов ужасов о зубах и дантистах

Ищете, чем бы взбодриться перед визитом к пугающему с детства врачу?

Maxim
Российский космонавт провел в космосе более 878 дней, установив новый мировой рекорд по времени Российский космонавт провел в космосе более 878 дней, установив новый мировой рекорд по времени

Олег Кононенко стал человеком, проведшим больше всего времени в космосе

Inc.
Эффект Бенджамина Франклина: как превратить коллегу-врага в друга Эффект Бенджамина Франклина: как превратить коллегу-врага в друга

Как заставить окружающих нас полюбить или самим проникнуться к ним симпатией?

Psychologies
Я — сноб: актер Аскар Ильясов Я — сноб: актер Аскар Ильясов

Аскар Ильясов рассказал о синергии, умении включать эмпатию и о «Наполеоне»

СНОБ
Галерист Марина Лошак: Выход из зоны комфорта — важный этап взросления души Галерист Марина Лошак: Выход из зоны комфорта — важный этап взросления души

Марина Лошак о глобальном тренде на нишевое неочевидное искусство

СНОБ
Какая рабочая температура двигателя считается нормой Какая рабочая температура двигателя считается нормой

Все о рабочей температуре двигателя: что такое, какая норма, неисправности

РБК
«Черный вторник»: биржевой крах на Уолл-Стрит 1929 года «Черный вторник»: биржевой крах на Уолл-Стрит 1929 года

Рассказываем о биржевом крахе, произошедшем на Уолл-Стрит 29 октября 1929 года

ТехИнсайдер
Ценный металл Ценный металл

Как зарождался и формировался автомобильный рынок России после распада СССР

Men Today
Google Deepmind: ИИ обладает способностью к самопознанию, нужно только правильно его спросить Google Deepmind: ИИ обладает способностью к самопознанию, нужно только правильно его спросить

Ученые предложили новую систему промтов, которую назвали «самопознание»

ТехИнсайдер
Почему троит двигатель и как это исправить Почему троит двигатель и как это исправить

Троение двигателя — конкретный набор симптомов и причин

РБК
Простота по-французски Простота по-французски

Десерты не должны быть чересчур сложными и концептуальными

Bones
«Добрая дочь Витовта» «Добрая дочь Витовта»

Для средневековой истории ребёнок на престоле — практически гарантия смуты

Дилетант
Не только Белка и Стрелка: 5 историй животных, которые побывали в космосе Не только Белка и Стрелка: 5 историй животных, которые побывали в космосе

В эпоху активного освоения космоса на орбиту Земли отправились не только люди

ТехИнсайдер
Дважды великий князь Дважды великий князь

Дмитрий Шемяка — умелый полководец и дипломат, который оказался забыт

Дилетант
Как пережить смерть кумира? Как пережить смерть кумира?

Что делать, если смерть известного человека потрясла вас до глубины души

Maxim
Сегодня в меню: почему кинематограф стал одержим темой еды Сегодня в меню: почему кинематограф стал одержим темой еды

В последние годы кино и телевидение буквально захватили гастрономические проекты

Правила жизни
Кульницы, мишурники и уррнака. «Питерские монстры» Веры Сороки Кульницы, мишурники и уррнака. «Питерские монстры» Веры Сороки

Сказки для взрослых, герои которых держат магазин неизданных и недописанных книг

СНОБ
Как ускорить браузер Google Chrome: несколько небанальных советов Как ускорить браузер Google Chrome: несколько небанальных советов

Как ускорить работу браузера Google Chrome без банальностей вроде чистки кэша

ТехИнсайдер
Что нужно знать о «первой кисти Политбюро» Дмитрии Налбандяне Что нужно знать о «первой кисти Политбюро» Дмитрии Налбандяне

«Сноб» рассказывает о творческом пути Дмитрия Налбандяне через его фотографии

СНОБ
Открыть в приложении