Как Россия может достичь технологического суверенитета в сфере производства РЗМ

МонокльБизнес

Дойти до конца цепочки

Без массового производства конечных изделий — самолетов, высокотехнологичных станков и высокоскоростных поездов — развить отрасль производства редких и редкоземельных металлов не получится

Николай Ульянов

Руслан Димухамедов возглавил Ассоциацию РМ и РЗМ в 2020 году, а Соликамский магниевый завод — в 2023 году. Олег Сердечников

Российская Федерация передала госкорпорации «Росатом» 89,5% акций ОАО «Соликамский магниевый завод». Таким образом, поставлена юридическая точка в процессе передачи под контроль госкорпорации предприятий редкоземельной отрасли — собственно СМЗ и Ловозерского ГОКа, производителя концентрата редкоземельных металлов. Цель сосредоточения двух этих предприятий в одних руках — создание в стране полной технологической цепочки по производству редкоземельных металлов (РЗМ).

Дело в том, что Россия, как и, кстати говоря, многие другие страны, утратила важное звено этой технологической цепочки, а именно так называемое разделительное производство, в процессе которого концентрат редкоземельных металлов разделяется на составляющие. Российский концентрат в основном перерабатывается в Китае.

Эта страна фактически контролирует мировой рынок РЗМ, перерабатывая на своей территории порядка 90% сырья, содержащего редкоземельные металлы. В планах «Росатома» — построить на площадке Соликамского магниевого завода разделительное производство и таким образом достичь полной импортонезависимости в отрасли.

«Монокль» встретился с генеральным директором Соликамского магниевого завода, председателем Ассоциации производителей и потребителей редких и редкоземельных металлов Русланом Димухамедовым, чтобы обсудить, при каких условиях возможно достижение Россией технологического суверенитета в сфере производства РЗМ.

Руслан Димухамедов — председатель Ассоциации производителей и потребителей редких и редкоземельных металлов, генеральный директор ОАО «Соликамский магниевый завод».

Образование:

  • Казанский государственный университет, факультет вычислительной
  • математики и кибернетики, специализация — «Исследование операций
  • и системный анализ»;
  • Курс повышения квалификации «Бизнес в условиях рынка»,Татарский
  • институт содействия бизнесу;
  • Программа «Капитал “Росатома”», корпоративная академия «Роса-
  • тома»;
  • Курс «Управление технологическими инновациями», Московская шко-
  • ла управления «Сколково».

Имеет большой опыт работы на руководящих должностях предприятий госкорпорации «Росатом» — АО «Техснабэкпорт», АО «Атомредметзолото».

Редкоземельные металлы (РЗМ) — группа из 17 элементов, включающая скандий, иттрий и лантаноиды (лантан, церий, празеодим, неодим, прометий, самарий, европий, гадолиний, тербий, диспрозий, гольмий, эрбий, тулий, иттербий, лютеций).

Редкоземельные металлы получают восстановлением соответствующих оксидов, фторидов, электролизом безводных солей и другими методами.

РЗМ используются в высокотехнологичных отраслях промышленности — приборостроении, радиоэлектронике, станкостроении, химической промышленности.


— Сегодня, если взять все редкоземельные металлы, потребляемые страной, то по объему выручки они примерно равны золотому руднику на 350–500 килограммов.

В стране добывается 370 тонн золота в год. То есть одна только золоторудная отрасль в тысячу раз важнее, чем редкоземельная отрасль, если смотреть с точки зрения выручки.

А есть и другие отрасли. Есть добыча угля, есть добыча удобрений, есть добыча нефти, газа, железа и так далее.

Еще один важный вывод, который я для себя сделал в течение 2023 года. Он витал всегда в воздухе, но в 2023 году кристаллизовался. Когда люди говорят о редкоземельной отрасли, они говорят о ней не ради самих редкоземельных металлов, а ради того, какую высокотехнологичную промышленность мы хотим иметь в стране с их применением. РЗМ — символ возрождения нашей промышленности, но сами по себе они не являются самостоятельным бизнесовым объектом. И это в жизни предприятий, которые занимаются выпуском редкоземельных металлов, проявляется достаточно характерно. То есть, если мы такие важные, почему мы такие бедные? Или почему не запускаются проекты, если они действительно такие важные?

На вопрос, почему же у нас не развивается производство редкоземельных металлов, есть короткий ответ: потому что невыгодно. Такова сегодняшняя обстановка в мире в целом и в Российской Федерации в частности.

Наша ассоциация объединяет производителей редкоземельных металлов и научно-экспертное сообщество. Сейчас мы работаем над расширением состава членов нашей ассоциации и идем мы не вширь, привлекая еще больше производителей редких и редкоземельных металлов. Важно формировать цепочку вверх. К нам должны прийти металлурги, которые делают сплавы. К нам должны прийти нефтехимики, которые делают изделия с применением РЗМ, например каучуки или катализаторы крекинга нефти. По-хорошему и самолетостроители должны быть в составе ассоциации. Вот тогда это действительно будет объединение интересов всех, кто так или иначе связан с редкоземельной отраслью. Например, широко известная тема с неодимовыми магнитами. Сегодня неодим — это тот металл, который формирует спрос по деньгам на всю редкоземельную отрасль. Тебе не нужен неодим в виде высокочистого оксида. Тебе нужно его превратить как минимум в металл неодим. Хотя он тоже не нужен. Тебе нужно превратить его в сплав неодим-железо-бор. Этот сплав должен быть соответствующим образом переплавлен, раздроблен, перемолот в муку нужного наноразмера, спрессован в присутствии магнитного поля, спечен, термически обработан, отшлифован, отгальванизирован, и вот тогда у тебя есть магнит. И по-хорошему ты его должен превратить в электродвигатель на неодимовых магнитах.

— Получается, неодим — самый востребованный сегодня из редкоземельных металлов. А поскольку он находится в концентрате с большим количеством других металлов, то при его выделении приходится выделять и все остальные металлы.

— Да, и это характерная особенность рынка редкоземельных металлов и характерная боль всех редкоземельщиков.

— Почему боль?

— Если мы берем корзину редкоземельных металлов, типичную для типичного месторождения, то там будет 50 процентов металла под названием церий, 25 процентов лантана, 15 процентов нужного неодима и плюс-минус 10 процентов всех остальных. Ты не можешь прийти в карьер и сказать: неодим копаю, остальное не копаю. Нет, ты добываешь всю руду, ты обогащаешь всю руду, ты всю эту руду «варишь» в наборах кислот или других реагентов и получаешь первый товарный продукт под названием «коллективный концентрат редкоземельных металлов». Это, как правило, растворимой формы химическое соединение, то есть карбонат. И далее ты начинаешь его прогонять по набору экстракторов. Две среды, водная и органическая, где, проходя через более чем полтысячи однотипных ячеек, каждый раз происходит по чуть-чуть разделение концентрата: в одну сторону чуть более тяжелые, в другую — чуть более легкие РЗМ. И так у тебя последовательно выделяются церий, лантан, неодим и так далее. Ты получаешь неодим, который стоит плюс-минус сто долларов за килограмм. Но ты получаешь в три раза больше церия, которого рынку столько не нужно. И поэтому, когда редкоземельных металлов добывалось мало, то этот самый церий стоил там до десяти долларов за килограмм. Сегодня его как грязи, и его продают по доллару за килограмм.

— И это ниже себестоимости его производства?

— И это даже ниже стоимости одного только его разделения. Сама операция по разделению редкоземельных металлов одного от другого стоит плюс-минус пять долларов за килограмм каждого.

Разделять — дорого

— Как получилось, что Китай стал главным производителем редкоземельных металлов? И как получилось, что Россия, правопреемник Советского Союза, потеряла конечное звено в технологической цепочке производства редкоземельных металлов — их разделение?

— Когда Советский Союз был замкнут в рамках своего экономического пространства, максимум стран СЭВ, когда мы понимали, что необходимо получать все металлы любой ценой, и когда цену этих металлов мы могли транслировать в конечную продукцию, тогда у нас эта отрасль была. Но как только мы интегрировались в мировую экономическую модель взаимодействия, так сразу же те производства, которые были не самыми рентабельными, начали сдавать свои позиции. Ну, например, с применением редкоземельных металлов сделаны экраны телевизоров. Посмотрите, сколько стоил цветной телевизор в советские годы. Около 600 рублей. То есть около трех не самых низких зарплат. В пересчете на сегодняшние деньги такие телевизоры стоили бы 300 тысяч рублей. Если бы был запрещен ввоз телевизоров в Российскую Федерацию полностью, тогда и можно было бы говорить, что отрасль РЗМ, замкнутая в рамках отдельно взятой страны, может работать от и до.

Теперь о том, как поднимался Китай.

Китай в 90-е годы, а по большому счету в 80-е, начинал активное сотрудничество с Соединенными Штатами. А они еще в 80-е годы начали, а в 90-е годы активно продолжили сокращение своих мощностей по добыче и переработке редкоземельных металлов с одновременным трансфером технологий в Китай.

Китаю они дали: первое — технологии редкоземельных металлов, второе — доступ на рынки сбыта редкоземельных металлов, третье — оборудование и материалы для редкоземельных металлов. Ну и четвертое — людей, которые проходили обучение добыче и переработке редкоземельных металлов. Такую операцию Соединенные Штаты проводили в отношении Китая и со многими другими отраслями промышленности.

Редкоземельные металлы особенно характерны. Это не самый выгодный продукт с точки зрения бизнеса по масштабу выручки. Это сложный технологический продукт. У него бывают в ряде случаев и специфические моменты, в частности необходимость работать с радиоактивными отходами, потому что редкоземельным металлам всегда в природе сопутствует торий, пусть и в мизерном количестве. Торий необходимо извлекать и захоранивать. Америка сделала элементарную вещь — передала в Китай грязное производство, а себе оставила верхние переделы, более маржинальные на тот момент.

На килограмм редкоземельных металлов ты потратил сто долларов, выручил 105–110. Хочешь масштабировать — не вопрос. Будешь тратить миллион долларов в себестоимости и зарабатывать миллион сто тысяч долларов выручки. Если же ты один раз изобрел условный Microsoft Office или Microsoft Windows или Android, то после этого клонирование каждой новой копии стоит ноль. Просто ноль. И вся выручка, которую ты получаешь с программного обеспечения, тебе идет в прибыль. Всё. Поэтому такое разделение труда произошло между Соединенными Штатами и Китаем. США передали ему грязную промышленность.

Но США недоучли, что на той площадке, где концентрируются производственные компетенции, постепенно начинают формироваться и научно-технические компетенции. Проще говоря, после того как китайские компании обзавелись большим количеством производственных мощностей, они автоматически начали обрастать и инженерными кадрами, и научными кадрами. Они развили технологии производства редкоземельных металлов, а дальше начали обрастать и производством средств производства. Это и обогатительное оборудование, и химико-металлургическое оборудование, и электронное оборудование в части систем АСУ ТП. Вот так смог подняться Китай. У него, в отличие от Российской Федерации, был открыт весь мир с точки зрения рынка сбыта.

— Но ведь и Россия в 90-х годах вышла в открытый мир. Почему мы не смогли на весь мир продавать редкоземельные металлы?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Деревянный монолит вместо бетонного Деревянный монолит вместо бетонного

АФК «Система» выводит на рынок девелопмента многоэтажные деревянные дома

Эксперт
Три мастера и три кварка Три мастера и три кварка

Один из величайших прорывов в физике прошлого столетия

Наука и жизнь
Вопрос о кризисе надо адресовать Шольцу и Сунаку Вопрос о кризисе надо адресовать Шольцу и Сунаку

Профессор НИУ ВШЭ Леонид Григорьев — экономических перспективах планеты

Эксперт
Времена меняются Времена меняются

Центральные банки должны изменить политику и подходы, чтобы быть эффективными

Деньги
Зонд Неймана Зонд Неймана

Серая слизь: сценарий апокалипсиса

Вокруг света
У аппарата. 5 действий с телефоном, которые указывают на невротическое поведение У аппарата. 5 действий с телефоном, которые указывают на невротическое поведение

Как выявить склонность к неврозу и нездоровую привязанность к гаджету

Лиза
Гитлер. Поход во власть Гитлер. Поход во власть

Человек, создавший Третий рейх, был, несомненно, злым гением

Дилетант
Спасение для сладкоежек: чем можно заменить сахар без вреда здоровью Спасение для сладкоежек: чем можно заменить сахар без вреда здоровью

Все знают, что сахар — зло, но как удовлетворить свою потребность в десертах?

ТехИнсайдер
Как ускорить браузер Google Chrome: несколько небанальных советов Как ускорить браузер Google Chrome: несколько небанальных советов

Как ускорить работу браузера Google Chrome без банальностей вроде чистки кэша

ТехИнсайдер
Календарные перевертыши Календарные перевертыши

Откуда «лишний» день в календаре и какие приметы связаны с високосным годом

Лиза
Почти на миллион тонн больше потребности Почти на миллион тонн больше потребности

В России может быть выработано до 7 млн тонн сахара

Агроинвестор
Такого нам не надо Такого нам не надо

13 самых вредных продуктов для здоровья и фигуры (и чем их заменить)

Лиза
Если случится ядерная зима, человечество спасут от голода плантации водорослей Если случится ядерная зима, человечество спасут от голода плантации водорослей

Альтернативный источник питания, который может спасти огромное количество жизней

ТехИнсайдер
На приеме у античных врачей На приеме у античных врачей

Чем болели и как лечили в античной Греции и Древнем Риме?

Знание – сила
Наследник, бунтарь, вымышленный друг: лучшие роли Кирана Калкина (в порядке убывания восторга) Наследник, бунтарь, вымышленный друг: лучшие роли Кирана Калкина (в порядке убывания восторга)

Лучшие проекты с Кираном Калкиным, которые раскрывают его талант

Правила жизни
Русская сказка. П. Аксенов Русская сказка. П. Аксенов

Ювелир, атлет, алтарник и распорядитель балов Петр Аксенов пережил ребрендинг

Собака.ru
Не хлебом единым Не хлебом единым

Почему агробизнес считает важными инвестиции в социальные проекты

Агроинвестор
Телу — время Телу — время

«В теле убийцы»: лихой корейский триллер о рокировке убийцы и полицейского

Weekend
Труды Ньютона, магия и секс: кто и зачем крадет книги из библиотек — и что предпочитают воры? Труды Ньютона, магия и секс: кто и зачем крадет книги из библиотек — и что предпочитают воры?

Как библиотеки во всем мире борются с ворами?

Правила жизни
«Снаружи — заброшенный греческий храм, внутри — катастрофа»: 7 архитекторов — о работе над самыми популярными московскими пространствами «Снаружи — заброшенный греческий храм, внутри — катастрофа»: 7 архитекторов — о работе над самыми популярными московскими пространствами

Урбанисты — о том, как работали над важными пространствами Москвы

Правила жизни
Антистресс в офисе: как работодатели берегут психику своих сотрудников Антистресс в офисе: как работодатели берегут психику своих сотрудников

Как компании помогают своим сотрудникам справляться с негативными эмоциями?

Inc.
От первого лица: какие киберугрозы ждут нас в 2024 году От первого лица: какие киберугрозы ждут нас в 2024 году

Основные тренды, явления и события в области киберугроз

Forbes
Время неудач: что такое високосный год и почему с ним связано столько суеверий Время неудач: что такое високосный год и почему с ним связано столько суеверий

Откуда пошел високосный год и почему вокруг него столько предрассудков?

Forbes
«Мы получили возможность обмануть время, и это очень круто!» «Мы получили возможность обмануть время, и это очень круто!»

Мария Кравченко о дружбе на съемочной площадке, ощущении возраста и самых родных

OK!
Тактильные часы Готфрида Вильгельма Лейбница Тактильные часы Готфрида Вильгельма Лейбница

Текст и рисунки рукописи Лейбница относятся к часам оригинальной конструкции

Наука и жизнь
6 мифов о кофе: что думают ученые 6 мифов о кофе: что думают ученые

Сколько же мифов ходит вокруг кофе, и какие из них правдивы?

ТехИнсайдер
10 фильмов Берлинале 10 фильмов Берлинале

Программа Берлинале–‍2024 выглядит сильнейшей за годы

Weekend
Сердечный кашель. Чем отличается от обычного и как его лечить Сердечный кашель. Чем отличается от обычного и как его лечить

Длительный кашель – одна из серьезных проблем со здоровьем

Лиза
«Умница с деньгами»: восемь подкастов для женщин, которые стоит послушать в 2024 году «Умница с деньгами»: восемь подкастов для женщин, которые стоит послушать в 2024 году

Лучшие зарубежные женские подкасты, которые рассказывают об актуальном

Forbes
Китай: как победить грязный уголь Китай: как победить грязный уголь

За 15 лет Китай решил проблему экологического негатива от угольной энергетики

Монокль
Открыть в приложении