Молодая лоза: как новое поколение виноделов ломает стереотипы о производстве вина в России
Как небольшие российские винодельни вырабатывают свой авторский стиль, обращаясь к идее гармонии природы и человека и экспериментируя с винами новой волны
Курица не птица, Болгария не заграница. Принято считать, что имидж у российских вин такой же скромный, как и у курортов СНГ: они уступают великим французским, каноническим итальянским и даже массовым винам Нового Света. Тем не менее, по данным Всемирной организации вина (OIV), Россия занимает 11-е место в мире по его производству. Внутреннего потребителя десятилетиями обеспечивали крупные производители вроде Массандры, Инкермана и Абрау-Дюрсо с тысячами гектаров посадки, километрами погребов и миллионами бутылок. Но в последние годы эти гиганты вынуждены делить рынок с новыми игроками.
Среди них присутствуют как большие винодельни — Лефкадия, Альма, Сикоры, так и хозяйства поменьше — Уппа, Дзитоев, Бельбек и некоторые другие, в основу которых положены новые тренды — органика, биодинамика, тесное взаимодействие с европейскими энологами и агрономами, изобретательность в оформлении и продажах. Именно эти хозяйства формируют современный прогрессивный облик отечественного виноделия. Произошло это совсем недавно: большинство виноградных хозяйств было основано в середине-конце 2000-х, а вина показали только сейчас. Forbes Life подробнее рассказывает о нескольких хозяйствах, которые делают вина новой волны.
Uppa Winery: Винодельня Павла Швеца
Место: Крым, с. Родное
Объем (в год): 60 000 бутылок
Территория: 12,5 га
На газоне под яблоней лежит коровий череп, в небе парит ястреб, дегустационный зал похож на библиотечный — полки прогибаются под трудами Рудольфа Штайнера, антропософа и мыслителя XX века, который не только сформировал принципы вальдорфской педагогики, но и биодинамический метод земледелия. Такой предстает винодельня Павла Швеца — Уппа. Выходец из Севастополя, Швец еще в 2000 году выиграл I Российский конкурс сомелье, а 2002 и 2004 годах становился полуфиналистом Trophee Ruinart (Франция). В 2007 году Швец приобретает холмистые земли между Ялтой и Севастополем, где собирается делать смелые, яркие вина по принципам биодинамики. Помимо профессионального интереса и амбиций винодела, болеющего за дело, здесь читается и экономическая составляющая. Ставка разумна: конкурировать с Золотой Балкой или Массандрой, производя спокойные контролируемые вина, не получится — объем их производств позволяет делать вина недорогими, чего Швецу с его 60 000 бутылок в год не видать. Цена за бутылку с винодельни Уппа в ретейле начинается с 1500 рублей и доходит до 4700 рублей.
Швец — апологет биодинамики, полного отказа от химических препаратов и удобрений. На винодельне применяют разве что бордоскую смесь (известь + медный купорос). Для больших производств это немыслимо — неудачное лето грозит потерей миллионов килограммов винограда, а для микровиноделен это доступный риск, после которого можно пить шампанское — в буквальном смысле слова. В 2017 году на Uppa Winery после череды засушливых дней пошли дожди, поднялась влажность, и часть винограда покрылась грибком Botrytis cinerea. Производители решили не уничтожать эти грозди, а посмотреть, что будет дальше. Вовремя заметили грибок, вовремя локализовали и собрали — в итоге получилось настоящее ботритизированное вино с мощной ароматикой и вкусом заварных сухофруктов — этот тираж продавали по завышенной цене.
На Уппе исповедуют радикальное винопроизводство, граничащее с эзотерикой, применяют нетрадиционные и собственные изыскания и методики, например влияние лунных фаз и зодиакальных циклов. Используются травяные и чайные отвары и настои, эфирные масла, а также предусмотренные биодинамикой гомеопатические препараты. Бутылки, купленные во Франции (у российских горлышко кривое), оформляют местные художники-граффитисты.
Винодельня Константина Дзитоева
Место: Северная Осетия, г. Владикавказ
Объем (в год): 68 000 бутылок
Территория: нет собственных виноградников
Есть такое общее место в винной тусовке: гордиться собственными виноградниками и уникальными терруарами. Но это не обязательная часть бизнеса. Константин Дзитоев показал рынку свои первые бутылки в 2015 году, а начинал проект с закупок винограда в Краснодарском крае, откуда его в рефрижераторах доставляли за 600 км. И сегодня он арендует участки плодоносящих виноградников на Кубани и в регионе Нижней Волги. Самому выращивать виноград не позволяет климат — на окраинах Владикавказа часто сыплет град. Хозяйство обладает небольшим емкостным парком из нержавеющей стали и использует около 50 барриков (винных бочек по 228 л) преимущественно из французского дуба, но есть и итальянские, венгерские и испанские бочки. Производят тихое и игристое вино по традиционному методу, как знаменитый Cristal. Производство игристого консультирует энолог Института энологии Шампани (IOC Франция) Аврора Жёд. На винодельне трудятся две художницы, вручную они декорируют каждую бутылку (в год это до 68 000 шт.).