Бизнес с экологическим лицом: ответственность или маркетинговый ход
Любая уважающая себя компания сегодня помогает окружающей среде. Но что скрывается за такой поддержкой — искреннее желание спасти экологию или индульгенция на репутационные скандалы? Татьяна Ремнева, сооснователь экопросветительского проекта parki ar minda, рассказывает, почему в 2019 году бизнес вдруг стал с такой ответственностью относиться к «зеленой» повестке.
В сентябре поисковые запросы на тему изменения климата в Google впервые в истории превзошли интерес американских интернет-пользователей к «Игре престолов». Главной героиней светских бесед и споров в социальных сетях тогда же стала шведская школьница-активистка Грета Тунберг — ее обличительная речь с трибуны ООН заставила массовую аудиторию задуматься о влиянии потребительских привычек на окружающую среду. Как получилось, что мы все всерьез озаботились «зеленой» повесткой в 2019 году?
Антропогенное влияние на экологию и опасность накопления парниковых газов стали предметом общественных дискуссий еще в 1970-е, но в следующем десятилетии тему захлестнула волна консьюмеризма, которая охватила развитые страны. Но вскоре эффекты от безудержного потребления начали стучаться буквально в каждую дверь. Первым, помимо ученых и их неравнодушных последователей, климатическим кризисом всерьез обеспокоилось поколение миллениалов. Последнее десятилетие — время, когда миллениалы стали основной целевой группой для производителей товаров. Добавьте к этому заметное продвижение в области women empowerment — голоса женщин, которые принимают решения о покупках гораздо чаще мужчин, зазвучали гораздо громче. Сегодня, согласно исследованию Nielsen, 81% людей во всем мире уверены, что бизнес должен заботиться об окружающей среде. Тема перестала быть уроком из школьной программы и превратилась в важный фактор, влияющий на принятие решений.
Экологичность — новый тренд
Бизнес уловил изменение общественных настроений. Запрос на экологичность быстро превратился в маркетинговый тренд. В последние пять лет, когда миллениалы стали ключевой потребительской группой, прилавки магазинов наполнились зелеными этикетками, а товары с приставками «эко-» и «био-» переместились из специализированных лавок на полки супермаркетов. Бизнес быстро почувствовал, что товары, позиционируемые как экологичные, лучше продаются. Это доказало и недавнее исследование Нью-Йоркского университета. Анализ потребительского поведения в 2013-2018 годах показал, что конкретно «зеленые» товары не просто лучше покупают — их наличие благоприятно сказывается на росте всей товарной категории.
Неудивительно, что мировые бренды охотно эксплуатируют тренд для поддержания и улучшения продаж. Один из лидеров сегмента быстрой моды H&M в 2012 году запустил линейку Conscious из органического хлопка и переработанных материалов, а в 2013-м — программу переработки текстиля. IKEA сначала стала принимать батарейки и LED-лампочки в своих магазинах, а в прошлом году запустила в России программу по приему ненужного текстиля (и в 2019-м существенно расширила перечень принимаемых товаров). General Motors в 2009 году даже изменил цвет логотипа на зеленый, чтобы казаться более экологичным. Adidas привлекает внимание к загрязнению Мирового океана, выпуская кроссовки из переработанного океанического мусора. А бренд одежды для активного отдыха Patagonia удивила всех в 2011-м, выпустив в «черную пятницу» рекламу в New-York Times со слоганом Don't buy this jacket («Не покупайте эту куртку»). Список таких примеров можно продолжать бесконечно, но все они хотят использовать тренд на «экологичность». Статистики по рентабельности тенденции у брендов пока нет — чаще всего компании запускают такие инициативы в дополнение к традиционной бизнес-стратегии.