Андрей Кузькин: перформативная поэзия

Weekend18+

Концептуальный романтизм

Андрей Кузькин: перформативная поэзия

Текст: Анна Толстова

Фото: Dieter Kovacic

Московского художника Андрея Кузькина (род. 1979) записывали в наследники московского концептуализма и преемники московского акционизма, но его перформативная поэзия всегда отличалась неповторимой интонацией, а путь в искусстве — абсолютной непредсказуемостью.

Из проекта «1 4 12 3 18 9 16 1 — 15 8 99 3», 2009–. Фото: Андрей Кузькин

Этот текст — часть проекта «Обретение места. 30 лет российского искусства в лицах», в котором Анна Толстова рассказывает о том, как художники разных поколений работали с новой российской действительностью и советским прошлым.

Из проекта «1 4 12 3 18 9 16 1 — 15 8 99 3», 2009–. Фото: Андрей Кузькин

В 1979 году в свет вышел «Московский романтический концептуализм»: Борис Гройс опубликовал в сам- и тамиздатских журналах знаменитое эссе, где сам же и написал, что понятие это — чистый оксюморон и «звучит чудовищно», и художники, о которых шла речь в статье, тоже не приняли определения «романтический», так что крылатые слова, не превратившись в термин, остались памятником эпохе, когда рождалась новая критика нового искусства. Кто бы мог подумать, что в том же году на свет появится человек, в будущем — художник, для искусства которого не найти лучшей дефиниции, чем «московский романтический концептуализм».

Из проекта «1 4 12 3 18 9 16 1 — 15 8 99 3», 2009–. Фото: Андрей Кузькин

Перформанс «По кругу», показанный в 2008 году в подмосковном Веретьеве, на «арт-лагерном» пленэре первой московской молодежной биеннале «Стой! Кто идет?», заставил всю Москву выучить новое имя: Андрей Кузькин. Человек, часами наворачивающий круги в застывающем цементе, выглядел невесть откуда взявшимся наследником Олега Кулика, к тому времени уже сходившего с акционистской сцены. При ближайшем рассмотрении оказалось, что молодой художник не то чтобы все свои 30 лет сиднем сидел и что наследство у него имеется, но не акционистское: про его умершего накануне 33-летия отца, Александра Кузькина, мастера поэтического мейл-арта, говорили, что, когда бы не ранняя смерть, его место в концептуалистском пантеоне было бы где-то рядом с Дмитрием Александровичем Приговым; мать и отчим, график Ольга Лозовская и конструктор метафизических объектов и инсталляций Евгений Гор, принадлежали к рафинированным и далеким от официоза художественным кругам. Кузькин-младший, закончивший по примеру отца Полиграфический институт (однокурсницей Андрея Кузькина была Виктория Ломаско) и работавший, как и отец, в книжном дизайне, в модных школах современного искусства не учился, его университетами стал этот семейный круг, со временем расширившийся до сообщества «Коллективных действий» Андрея Монастырского.

Из проекта «1 4 12 3 18 9 16 1 — 15 8 99 3», 2009–. Фото: Андрей Кузькин

«"Что это?" — "Это криво нарисованный круг"» — у Кузькина-старшего была серия посланий-перевертышей, аверс с вопросом, реверс с ответом. Кузькин-младший, похожий на отца как две капли воды — и внешне, и почерком, и любовью к игре в искусстве, и склонностью к интимной, дневниковой поэзии-графике, превращающейся у сына в сценарий перформативного проживания жизни,— будет вести бесконечный диалог с умершим. И когда, отталкиваясь от отцовской литографии «99 пейзажей с деревом», примется за серию акций «Явление природы, или 99 пейзажей с деревом» (с 2010 года): образ человека, зарывшегося с головой в землю так, что из почвы, словно ствол и крона, вырастают обнаженное туловище, руки и ноги, стал своего рода визитной карточкой художника (как только число акций, проходящих в разных странах и порой заканчивающихся знакомством с полицией, достигнет 99, проект будет закончен — 99 эпизодов видео, перемежающихся «эпизодами» литографии, должны быть смонтированы в один фильм). И когда, приближаясь к роковому для отца порогу 33-летия, решит начать жизнь наново, с чистого листа: разденется догола, побреется наголо и замурует все пожитки из мастерской — рукописи, рисунки, картины, инструменты, одежду, документы — в стальные коробки, раскрыть которые завещано через 29 лет, потому что число 29 имеет мистическое значение в его семейной нумерологии (акция «Все впереди!», 2011, проходила в «Открытой галерее» Натальи Тамручи, ставшей главным критиком и куратором художника). И когда, истекая кровью, будет вырезать на груди скальпелем слова «Что это?» (акция «Основой вопрос», 2013, проходила в галерее «Триумф»). Несколько недель спустя фотографии с «основным вопросом», выгравированным на груди художника, расклеят на деревьях в подмосковном лесу близ деревни, где прошло его детство,— в акции «Реклама» (2013), описанной в сумбурном многостраничном тексте, примут участие самые близкие друзья-художники вроде Маши Сумниной или Ольги Кройтор. В этих одиноких или же доступных лишь избранному кругу «поездках за город» по местам, связанным с детскими воспоминаниями, в нервных, то и дело сбивающихся с прозы на поэзию текстах, где описания акций разрастаются до фрагментов автобиографического романа, Кузькин-младший неожиданно предстанет наследником Монастырского. Диалог с отцом и художниками его круга и поколения обернется радикальным хождением по краю — смерти и безумия.

Из проекта «1 4 12 3 18 9 16 1 — 15 8 99 3», 2009–. Фото: Андрей Кузькин

Перформанс «По кругу» принесет Кузькину его первую «Инновацию» — вскоре он соберет внушительную коллекцию премий, его полюбят галереи, музеи, фонды, центры, ярмарки и биеннале, процветавшие на рубеже 2000-х и 2010-х, он станет фаворитом глянца. С ложью глянца будет бороться в плакатном перформансе «Противостояние» (2009), много часов подряд смывая растворителем гламурные картинки со страниц глянцевой прессы (видимо, тут проявилась и любовь к графическому дизайну, которым проходилось зарабатывать после института), с рынком — эстетизацией всевозможного мусора, случайностей и непредсказуемостей. Впрочем, мусор, вещные сгустки и обрывки воспоминаний, случайные находки и потери, странные совпадения — то, из чего сотканы тайные кузькинские акции, не предназначенные для постороннего глаза и сохраняющиеся в текстах художника, скупо проиллюстрированных фото- и видеодокументацией,— служат более важной цели: тому, чтобы постичь непостижимое, механизмы памяти и времени. Институции, охочие до молодежи и привыкшие к студентам модных школ современного искусства, что причесаны под одну гребенку и на каждом шагу цитируют Беньямина с Агамбеном, Кузькин очарует дикостью, неприрученностью, романтическим бунтарством, шизофренической смесью эскапизма и эксгибиционизма. Когда, с одной стороны, готов бежать в лес, в сон (одной из кузькинских перформативных тактик было спать во время вернисажа), в молчание и затворничество, а с другой стороны, пишет сокровенную автобиографию на городском заборе, выставляет на всеобщее

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Немного науки в арктической воде Немного науки в арктической воде

Что исследователи знают о косолапых пловцах

Weekend
Крикет круче хоккея, а ММА теснит бокс: 10 самых популярных видов спорта Крикет круче хоккея, а ММА теснит бокс: 10 самых популярных видов спорта

Самые популярные виды спорта: от ММА и гольфа до крикета и футбола

Forbes
Big Wine Freaks Big Wine Freaks

Как основатели Big Wine Freaks создали эносистему с крафтовым бизнес-подходом

Собака.ru
Почему картину Климта «Дама с веером» оценивают в 83 миллиона долларов Почему картину Климта «Дама с веером» оценивают в 83 миллиона долларов

Почему картина Густава Климта «Дама с веером» стоит так дорого?

СНОБ
По законам моды По законам моды

Почему предпочтения в одежде так сильно меняются из поколения в поколение?

Вокруг света
Сепарация от родителей: что надо помнить, если вы взрослеете прямо сейчас Сепарация от родителей: что надо помнить, если вы взрослеете прямо сейчас

Как отделить себя от родных и побороть желание во всем им угодить

Psychologies
Как культура нарциссизма заставляет нас быть перфекционистами и страдать Как культура нарциссизма заставляет нас быть перфекционистами и страдать

Что стоит за перфекционизмом и почему от него стоит отказаться?

Psychologies
От герцогов до новаторов: как обувщики Doucal’s отмечают полувековой юбилей От герцогов до новаторов: как обувщики Doucal’s отмечают полувековой юбилей

Креативный директор бренда Doucal’s — о связи «умных очков» и производстве обуви

Forbes
Нужно ли запрещать людям душиться перед походом ресторан? Вот где начали экспериментировать Нужно ли запрещать людям душиться перед походом ресторан? Вот где начали экспериментировать

Действительно ли запахи могут испортить удовольствие от еды?

ТехИнсайдер
Низкие дозы аспирина повысили риск анемии у здоровых пожилых людей Низкие дозы аспирина повысили риск анемии у здоровых пожилых людей

Низкие дозы аспирина независимо снижали уровень ферритина

N+1
«Кто я на самом деле?»: как познать себя и обрести целостность — советы психологов «Кто я на самом деле?»: как познать себя и обрести целостность — советы психологов

Как добраться до своего истинного «Я»?

Psychologies
Следующая станция — Дубай Следующая станция — Дубай

Как не потеряться в «четвертой столице» России и найти там своих

СНОБ
Вакиты пока не вымерли Вакиты пока не вымерли

Зоологи обнаружили, что вакиты все еще существуют

N+1
Ростов, Ельцин, монстр: какой получилась книга Андрея Подшибякина «Последний день лета» Ростов, Ельцин, монстр: какой получилась книга Андрея Подшибякина «Последний день лета»

Книга, которая погрузит слушателя в лихие ростовские 1990-е

Правила жизни
Часов много не бывает: первые умные «дайверы» Часов много не бывает: первые умные «дайверы»

Когда «дайверы» появились в линейке всех мужских часовых брендов

ТехИнсайдер
Александр Тоболь Александр Тоболь

Вице-президент VK и техдир ВКонтакте играет в шахматы с четырех лет

Собака.ru
Ледяное молчание: как Ледяное молчание: как

Почему вдовствующая королева Нур невзлюбила свою невестку Ранию?

VOICE
Жизнь вечная. 8 книг о высоких технологиях в медицине Жизнь вечная. 8 книг о высоких технологиях в медицине

Подборка захватывающего медицинского нон-фикшена

СНОБ
Цветочный спецназ Цветочный спецназ

Разбить сад буквально за пару часов на пустом месте? Это возможно!

Лиза
Lego, Barbie и Hot Wheels: как работают инвестиции в игрушки Lego, Barbie и Hot Wheels: как работают инвестиции в игрушки

Зачем взрослые по всему миру скупают конструкторы, машинки и кукол?

РБК
Как ускорить метаболизм Как ускорить метаболизм

12 способов похудеть

Лиза
Календарь вакцинации: какие прививки нужно делать взрослым? Календарь вакцинации: какие прививки нужно делать взрослым?

Помогают ли прививки и от чего стоит защищаться в первую очередь?

Правила жизни
Чего я не знал, начиная бизнес «Стать примером для других» — Заур Цохолов о гостиничном бизнесе в дагестанском селе Чего я не знал, начиная бизнес «Стать примером для других» — Заур Цохолов о гостиничном бизнесе в дагестанском селе

Заур Цохолов о гостиничном бизнесе в дагестанском селе

Inc.
23-летний россиянин съеден акулой. Почему нас ужасают такие события? 23-летний россиянин съеден акулой. Почему нас ужасают такие события?

Почему психика ярко реагирует на драматичные истории гибели людей?

Psychologies
Мария Червоткина Мария Червоткина

Главный инфлюенсер Петербурга Мария Червоткина — фея русской моды новой волны

Собака.ru
Женщина эпохи мезолита из Северной Италии оказалась жертвой доисторического насилия Женщина эпохи мезолита из Северной Италии оказалась жертвой доисторического насилия

Палеопатологи исследовали останки взрослой женщины эпохи мезолита

N+1
Польза или вред: стоит ли тренироваться каждый день Польза или вред: стоит ли тренироваться каждый день

Что будет, если тренироваться каждый день? Крепкие мышцы или травмы?

Правила жизни
Людмила Поргина «Ленком». Коллеги Людмила Поргина «Ленком». Коллеги

Судьба подарила мне театр «Ленком», где я встретила свою любовь

Караван историй
Глубокая стимуляция мозга во сне укрепляет память Глубокая стимуляция мозга во сне укрепляет память

Мозг закрепляет новую информацию во время сна

ТехИнсайдер
Почему не сохранились древние памятники славянской культуры Почему не сохранились древние памятники славянской культуры

Почему древние восточные славяне не оставили после себя артефактов и преданий

Maxim
Открыть в приложении