Какие из автобусов вошли в историю отечественного автопрома

РБКАвто

Модели советских автобусов: когда появились первые автобусы в СССР

Более ста двадцати заводов в СССР выпускали свои автобусы. Рассказываем, какие из них вошли в историю отечественного автопрома

ЗиС-154 (Фото: autowp.ru)

Когда появились автобусы в СССР

В 1903 году изобретатель Петр Фрезе построил в Петербурге первый русский автобус с двигателем внутреннего сгорания. Он был оборудован 1-цилиндровым бензиновым мотором De Dion-Bouton мощностью 8 л.с, доставленным из Франции. Открытый автобус «Фрезе» вмещал восемь пассажиров и развивал скорость до 16 км/ч, что в три раза превосходило скорость пешехода.

Революции 1905 и 1917 годов, а также гражданская война остановили развитие автобусного транспорта. Оно продолжилось в 20-е годы, теперь уже в СССР. Перед советскими инженерами стояла задача сделать автобусы более комфортабельными и доступными для всех слоев населения.

Первым советским автобусом можно считать 14-местный АМО-Ф15, разработанный «Автомобильным Московским Обществом» (АМО). Кузов автобуса собирали из деревянных брусьев и обшивали жестяным листом. Он вмещал до 15 человек, а двигатель мощностью 35 л.с. позволял ему развивать скорость до 50 км/ч.

Медицинский автомобиль АМО-Ф15
Медицинский автомобиль АМО-Ф15 (Фото: autowp.ru)

АМО-Ф15 производился с 1926 по 1932 год. Всего было выпущено около 200 единиц. Однако из-за несовершенства технологий производства они оказались достаточно дорогими и не конкурентоспособными по сравнению с импортными моделями.

Модели советских автобусов

АМО-4

АМО-4 Люкс
АМО-4 Люкс (Фото: autowp.ru)

В 1931 году, после реконструкции, завод «АМО» приступил к производству новых грузовых автомобилей АМО-2 и АМО-3. Параллельно с ними в 1932 году был налажен выпуск автобусных шасси «АМО-4» с удлиненной до 4420 мм колесной базой. Он был одним из первых советских грузовиков, которые использовали в качестве тяжелой техники на строительных площадках и в сельском хозяйстве.

АМО-4 существовал в двух разновидностях: люкс и стандартная. У первой были кожаные сиденья с вертикальными стежками. Автобус имел овальное окно в задней стенке, пять окон по бокам, одну дверь для посадки пассажиров и увеличенный задний свес. Над окнами устанавливались багажные сетки и занавески. В салоне было предусмотрено 21 место для пассажиров. Длина автобуса составляла 7600 мм.

Стандартная модель АМО-4 отличалась меньшей длиной (7370 мм) и меньшей снаряженной массой (4200 кг) из-за более короткого заднего свеса.

Шестицилиндровый мотор объемом 4,882 л разгонял автобус на дороге до 55 км/час. Он снабжался поршнями из чугуна, нижними клапанами, топливным насосом диафрагменного типа и двухдисковым сцеплением сухого типа.

21 пассажирское сиденье было обито дерматином. Окно в задней стенке имело прямоугольную форму, а двустворчатая дверь находилась в задней части кузова.

ЗиС-5

Модель штабного автобуса ЗиС-5
Модель штабного автобуса ЗиС-5 (Фото: Олег Кузнецов / ussrtoscale.com)

Это был один из главных автомобилей времен Великой Отечественной войны. На фронте грузовик уважительно называли «Захар Иванович». Автомобиль выпускался на Заводе имени Сталина (ЗиС). Он был создан на основе американской машины Autocar Dispatch SA. При этом конструкция ЗиС-5 отличалась от американских машин. Основной упор при переносе американской модели на отечественную был сделан на упрощение и повышение ремонтопригодности конструкции.

Грузоподъемность грузовика составляла три тонны. Это было вдвое больше, чем у знаменитой «полуторки». Запас хода при движении по шоссе составлял 205 км. При движении по шоссе ЗиС-5 был способен развивать скорость до 60 км/ч. Средняя скорость при движении по шоссе составляла 30 км/ч, а по грунтовой дороге — до 20 км/ч. Основным же недостатком ЗиС-5 являлось то, что у машины ведущими были только задние колеса.

ЗиС-8

ЗиС-8
ЗиС-8 (Фото: autowp.ru)

Первые опытные образцы ЗиС-8 появились в 1933 году, а через год автобус запустили в серию. В основе этого грузовика лежало шасси ЗиС-5, на раму которого установили деревянный пассажирский кузов с металлической обшивкой. Платформа была удлинена и усилена, но под капотом устанавливался мотор от ЗиС-5 объемом 5,6 л и мощностью 73 л. с. Автобус мог разгоняться до 60 км/ч.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Приложения для похудения: какое лучше, отзывы экспертов Приложения для похудения: какое лучше, отзывы экспертов

Как подсчитать калории и выбрать нужные упражнения с помощью смартфона

РБК
Петербург — столица стритвира Петербург — столица стритвира

Суровый вайб южных городских окраин — в сердце бренда Питерский Щит

Собака.ru
Что такое компрессия в двигателе и по каким причинам ее может не быть Что такое компрессия в двигателе и по каким причинам ее может не быть

Все о компрессии двигателя: как проверить и почему она пропадает

РБК
Бронетехника для выполнения специально-боевых задач Бронетехника для выполнения специально-боевых задач

Колесные бронированные машины как нельзя лучше подходят для задач Росгвардии

Обозрение армии и флота
1970-е и 1980-е: ленинградская «вторая культура» 1970-е и 1980-е: ленинградская «вторая культура»

Неподцензурная поэзия Ленинграда 70–80-х — тексты так называемой второй культуры

Полка
История одной песни: первый хит СССР про освоение космоса, 1960 История одной песни: первый хит СССР про освоение космоса, 1960

Как Владимир Трошин написал свою культовую песню про космос?

Maxim
Психосоматика атопического дерматита: «порочный круг» Психосоматика атопического дерматита: «порочный круг»

Как связаны ментальное здоровье и атопический дерматит?

Psychologies
«Lingua latina» «Lingua latina»

Непростая судьба и трансформации латинского языка

Знание – сила
Когда ужасные птицы правили Антарктидой Когда ужасные птицы правили Антарктидой

Какой была Антарктида, когда по её поверхности бродили древние птицы

Наука и Техника
Почему мы любим поговорить о бывших (особенно с нынешним) Почему мы любим поговорить о бывших (особенно с нынешним)

Почему нам нравится вспоминать прошлые отношения?

VOICE
Как прокормить космонавтов, не используя продукты с Земли Как прокормить космонавтов, не используя продукты с Земли

Как можно производить еду в космосе и что уже удалось вырастить на орбите

СНОБ
Что страшнее: устать или не уметь расслабляться? Что страшнее: устать или не уметь расслабляться?

Умеете ли вы определять меру собственной усталости?

Psychologies
Как проверить уровень масла в мотоблоке — в двигателе и редукторе Как проверить уровень масла в мотоблоке — в двигателе и редукторе

Как следить состоянием технических жидкостей в двигателе и редукторе мотоблока

CHIP
«Через 3 дня после звонка он неожиданно умирает молодым»: история одной дочери «Через 3 дня после звонка он неожиданно умирает молодым»: история одной дочери

Можно ли простить себя за свои же обиды после смерти родителей?

Psychologies
Кто такие невротики и надо ли им лечиться? Кто такие невротики и надо ли им лечиться?

Почему некоторые люди так нервозно реагируют на стресс?

Maxim
Образцово-показательная тюрьма: история легендарных питерских «Крестов» Образцово-показательная тюрьма: история легендарных питерских «Крестов»

Рассказываем про одну из самых легендарных тюрем России

ТехИнсайдер
Ханами по-приморски Ханами по-приморски

Рододендрон – чудо дальневосточной природы и символ Приморья

Отдых в России
Какие мужские качества гарантируют счастливые отношения Какие мужские качества гарантируют счастливые отношения

Какие качества помогают мужчинам изменить и сохранить отношения в браке?

Psychologies
Чтобы сохранить воспоминания, нейроны разрывают и восстанавливают свою ДНК Чтобы сохранить воспоминания, нейроны разрывают и восстанавливают свою ДНК

Нейробиологи описали неизвестный механизм формирования долговременной памяти

ТехИнсайдер
Такой непростой насморк Такой непростой насморк

Как облегчить течение аллергического ринита?

Здоровье
Работа с нестабильным графиком в молодости может привести к большим проблемам со здоровьем годы спустя Работа с нестабильным графиком в молодости может привести к большим проблемам со здоровьем годы спустя

Нерегулярный график может резко негативно повлиять на состояние здоровья позже

ТехИнсайдер
Смерть, кушетка и платяной шкаф Смерть, кушетка и платяной шкаф

«По Фрейду»: психоаналитик и теолог отвечают не на те вопросы

Weekend
Необычные майские Необычные майские

5 вариантов отдыха на праздники – собрали самые интересные идеи

Лиза
Без компромиссов Без компромиссов

Tank 500 Urban. После бездорожья покоряем город

Автопилот
«Синдром половика»: почему люди вытирают о вас ноги «Синдром половика»: почему люди вытирают о вас ноги

Если вам часто кажется, что окружающие вас используют, то вам не кажется

Psychologies
Революция зарплат неизбежна: почему компаниям в России не хватает сотрудников Революция зарплат неизбежна: почему компаниям в России не хватает сотрудников

В России, вероятно, происходит «революция зарплат»

Forbes
Хватит валять дурака: 10 рабочих советов, как перестать лениться Хватит валять дурака: 10 рабочих советов, как перестать лениться

Как разорвать этот порочный круг и победить чувство лени

ТехИнсайдер
Желудочный тракт Желудочный тракт

Любая дорога для настоящего гурмана — путь наслаждений

СНОБ
Я художник, я так вижу Я художник, я так вижу

Об удачных ошибках в мире искусства

Grazia
Как женщине понять мужчину: рекомендации психолога Как женщине понять мужчину: рекомендации психолога

Как понять мужскую психологию?

Psychologies
Открыть в приложении