Какие из автобусов вошли в историю отечественного автопрома

РБКАвто

Модели советских автобусов: когда появились первые автобусы в СССР

Более ста двадцати заводов в СССР выпускали свои автобусы. Рассказываем, какие из них вошли в историю отечественного автопрома

ЗиС-154 (Фото: autowp.ru)

Когда появились автобусы в СССР

В 1903 году изобретатель Петр Фрезе построил в Петербурге первый русский автобус с двигателем внутреннего сгорания. Он был оборудован 1-цилиндровым бензиновым мотором De Dion-Bouton мощностью 8 л.с, доставленным из Франции. Открытый автобус «Фрезе» вмещал восемь пассажиров и развивал скорость до 16 км/ч, что в три раза превосходило скорость пешехода.

Революции 1905 и 1917 годов, а также гражданская война остановили развитие автобусного транспорта. Оно продолжилось в 20-е годы, теперь уже в СССР. Перед советскими инженерами стояла задача сделать автобусы более комфортабельными и доступными для всех слоев населения.

Первым советским автобусом можно считать 14-местный АМО-Ф15, разработанный «Автомобильным Московским Обществом» (АМО). Кузов автобуса собирали из деревянных брусьев и обшивали жестяным листом. Он вмещал до 15 человек, а двигатель мощностью 35 л.с. позволял ему развивать скорость до 50 км/ч.

Медицинский автомобиль АМО-Ф15
Медицинский автомобиль АМО-Ф15 (Фото: autowp.ru)

АМО-Ф15 производился с 1926 по 1932 год. Всего было выпущено около 200 единиц. Однако из-за несовершенства технологий производства они оказались достаточно дорогими и не конкурентоспособными по сравнению с импортными моделями.

Модели советских автобусов

АМО-4

АМО-4 Люкс
АМО-4 Люкс (Фото: autowp.ru)

В 1931 году, после реконструкции, завод «АМО» приступил к производству новых грузовых автомобилей АМО-2 и АМО-3. Параллельно с ними в 1932 году был налажен выпуск автобусных шасси «АМО-4» с удлиненной до 4420 мм колесной базой. Он был одним из первых советских грузовиков, которые использовали в качестве тяжелой техники на строительных площадках и в сельском хозяйстве.

АМО-4 существовал в двух разновидностях: люкс и стандартная. У первой были кожаные сиденья с вертикальными стежками. Автобус имел овальное окно в задней стенке, пять окон по бокам, одну дверь для посадки пассажиров и увеличенный задний свес. Над окнами устанавливались багажные сетки и занавески. В салоне было предусмотрено 21 место для пассажиров. Длина автобуса составляла 7600 мм.

Стандартная модель АМО-4 отличалась меньшей длиной (7370 мм) и меньшей снаряженной массой (4200 кг) из-за более короткого заднего свеса.

Шестицилиндровый мотор объемом 4,882 л разгонял автобус на дороге до 55 км/час. Он снабжался поршнями из чугуна, нижними клапанами, топливным насосом диафрагменного типа и двухдисковым сцеплением сухого типа.

21 пассажирское сиденье было обито дерматином. Окно в задней стенке имело прямоугольную форму, а двустворчатая дверь находилась в задней части кузова.

ЗиС-5

Модель штабного автобуса ЗиС-5
Модель штабного автобуса ЗиС-5 (Фото: Олег Кузнецов / ussrtoscale.com)

Это был один из главных автомобилей времен Великой Отечественной войны. На фронте грузовик уважительно называли «Захар Иванович». Автомобиль выпускался на Заводе имени Сталина (ЗиС). Он был создан на основе американской машины Autocar Dispatch SA. При этом конструкция ЗиС-5 отличалась от американских машин. Основной упор при переносе американской модели на отечественную был сделан на упрощение и повышение ремонтопригодности конструкции.

Грузоподъемность грузовика составляла три тонны. Это было вдвое больше, чем у знаменитой «полуторки». Запас хода при движении по шоссе составлял 205 км. При движении по шоссе ЗиС-5 был способен развивать скорость до 60 км/ч. Средняя скорость при движении по шоссе составляла 30 км/ч, а по грунтовой дороге — до 20 км/ч. Основным же недостатком ЗиС-5 являлось то, что у машины ведущими были только задние колеса.

ЗиС-8

ЗиС-8
ЗиС-8 (Фото: autowp.ru)

Первые опытные образцы ЗиС-8 появились в 1933 году, а через год автобус запустили в серию. В основе этого грузовика лежало шасси ЗиС-5, на раму которого установили деревянный пассажирский кузов с металлической обшивкой. Платформа была удлинена и усилена, но под капотом устанавливался мотор от ЗиС-5 объемом 5,6 л и мощностью 73 л. с. Автобус мог разгоняться до 60 км/ч.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вот это поворот Вот это поворот

Ищем (и находим) новую профессию в любом возрасте

VOICE
Колдовство — это политика: как в средневековой Ирландии пытались осудить ведьму Колдовство — это политика: как в средневековой Ирландии пытались осудить ведьму

Отрывок из книги «Леди-убийцы. Их ужасающие преступления и шокирующие приговоры»

Forbes
Осторожно: огнеопасно! Осторожно: огнеопасно!

Музыкант и диджей Дельфин — о том, как важно чувствовать сегодняшний момент

Grazia
Что не так со «Смутой» от новосибирской студии Cyberia Nova Что не так со «Смутой» от новосибирской студии Cyberia Nova

Разбираемся в причинах провала главной российской игры этого года

Maxim
Ему 3,75 миллиарда лет: ученые обнаружили древнейший участок земной коры Ему 3,75 миллиарда лет: ученые обнаружили древнейший участок земной коры

Самая древняя порода, найденная в Скандинавии, образовалась очень давно

ТехИнсайдер
Что такое тосол и для чего он нужен Что такое тосол и для чего он нужен

Что такое тосол и чем он отличается от антифриза

РБК
Тираннозавры оказались глупее, чем считали ученые Тираннозавры оказались глупее, чем считали ученые

Тираннозавр был не умнее среднестатистической ящерицы или крокодила

ТехИнсайдер
Чтобы кости были крепкими: 10 продуктов, богатых кальцием, которые нужно добавить в рацион Чтобы кости были крепкими: 10 продуктов, богатых кальцием, которые нужно добавить в рацион

Как питание может повлиять на здоровье костей?

ТехИнсайдер
Па-де-де Па-де-де

Разговор об искусстве с основательницей и художественным руководителем ЦБШ

Grazia
Ледяное «сердце» Плутона объяснили косым столкновением с крупным телом Ледяное «сердце» Плутона объяснили косым столкновением с крупным телом

Исследование: подповерхностного океана на карликовой планете может и не быть

N+1
Как убрать живот без спортзала Как убрать живот без спортзала

Как убрать живот без диет и изнурительных тренировок

Psychologies
Спасение Колумба от смерти и подтверждение теории Эйнштейна: 5 солнечных затмений, которые повлияли на ход истории Спасение Колумба от смерти и подтверждение теории Эйнштейна: 5 солнечных затмений, которые повлияли на ход истории

В разные периоды солнечные затмения по-разному влияли на историю

ТехИнсайдер
Не только Fallout: 7 самых ожидаемых экранизаций игр Не только Fallout: 7 самых ожидаемых экранизаций игр

Какие фильмы по играм могут выйти в обозримом будущем?

Maxim
Уникальные свойства перовскита и биомедицина Уникальные свойства перовскита и биомедицина

Перовскит – довольно редкий минерал, который был открыт на Урале в 1839 году

Знание – сила
Это надо не видеть Это надо не видеть

Насколько идея создания человека-невидимки фантастична?

Вокруг света
Искусство заводить друзей Искусство заводить друзей

Как помочь детям выстроить надежные и безопасные отношения со сверстниками?

Здоровье
Простое правило, о котором многие не задумываются: зачем нужно мыть многоразовые бутылки и как это делать Простое правило, о котором многие не задумываются: зачем нужно мыть многоразовые бутылки и как это делать

Позаботьтесь о своем здоровье и выработайте привычку мыть многоразовые бутылки

ТехИнсайдер
Красные и белые Красные и белые

Донесения белогвардейцев и немцев о беседах с бойцами и командирами РККА

Дилетант
Первоцветы. Необычные композиции и клумбы: креативные идеи для весеннего сада Первоцветы. Необычные композиции и клумбы: креативные идеи для весеннего сада

Как превратить свой загородный участок в живописную весеннюю палитру?

Лиза
В Карелии есть В Карелии есть

Зимой «русская Финляндия» без толп туристов откроется с новой стороны

Отдых в России
Окно в старый свет. Чего ждать от 60-й Венецианской биеннале Окно в старый свет. Чего ждать от 60-й Венецианской биеннале

Что ждать от старейшего форума современного искусства?

СНОБ
«Мы вместе благодаря Божьему промыслу… и велосипеду»: история женщины, которая нашла любовь в 70 лет «Мы вместе благодаря Божьему промыслу… и велосипеду»: история женщины, которая нашла любовь в 70 лет

История нашей героини доказывает, что встретить суженого можно и в 70 лет

Psychologies
Что смотреть, если вам нравятся «Очень странные дела» Что смотреть, если вам нравятся «Очень странные дела»

На какие мистические сериалы стоит обратить внимание?

Правила жизни
Как вулканы повлияли на атмосферу Венеры Как вулканы повлияли на атмосферу Венеры

В новой работе исследователей рассматривается вопрос вулканизма на Венере

ТехИнсайдер
Французский аристократ описал процесс эволюции за 100 лет до Дарвина Французский аристократ описал процесс эволюции за 100 лет до Дарвина

Удивительный ученый, который предвосхитил теорию эволюции Дарвина на сто лет

ТехИнсайдер
На память о встрече На память о встрече

Аварии из эпохи СССР, запечатленные на фото

Автопилот
Земля разогревается, как духовка: волны тепла становятся все продолжительнее и жарче Земля разогревается, как духовка: волны тепла становятся все продолжительнее и жарче

Волны тепла становятся все жарче и охватывают большие территории

ТехИнсайдер
50 миллиардов лежат на свалке: британец больше 10 лет ищет 8 тысяч биткоинов, которые выкинула его девушка 50 миллиардов лежат на свалке: британец больше 10 лет ищет 8 тысяч биткоинов, которые выкинула его девушка

Джеймс Хоуэллс с 2013 года ищет свой жесткий диск с 8 тысячами биткоинов

Maxim
Биг-Бен и девушки-пилоты: как в Сургуте появилась женская пилотажная группа Биг-Бен и девушки-пилоты: как в Сургуте появилась женская пилотажная группа

Как Евгений Барсов создал единственную в стране пилотажную группу из девушек

Forbes
Фэншуй: как улучшить отношения при помощи стихии огня Фэншуй: как улучшить отношения при помощи стихии огня

О первой форме энергии и, пожалуй, самой активной из них — стихии Огня.

VOICE
Открыть в приложении