Какие из автобусов вошли в историю отечественного автопрома

РБКАвто

Модели советских автобусов: когда появились первые автобусы в СССР

Более ста двадцати заводов в СССР выпускали свои автобусы. Рассказываем, какие из них вошли в историю отечественного автопрома

ЗиС-154 (Фото: autowp.ru)

Когда появились автобусы в СССР

В 1903 году изобретатель Петр Фрезе построил в Петербурге первый русский автобус с двигателем внутреннего сгорания. Он был оборудован 1-цилиндровым бензиновым мотором De Dion-Bouton мощностью 8 л.с, доставленным из Франции. Открытый автобус «Фрезе» вмещал восемь пассажиров и развивал скорость до 16 км/ч, что в три раза превосходило скорость пешехода.

Революции 1905 и 1917 годов, а также гражданская война остановили развитие автобусного транспорта. Оно продолжилось в 20-е годы, теперь уже в СССР. Перед советскими инженерами стояла задача сделать автобусы более комфортабельными и доступными для всех слоев населения.

Первым советским автобусом можно считать 14-местный АМО-Ф15, разработанный «Автомобильным Московским Обществом» (АМО). Кузов автобуса собирали из деревянных брусьев и обшивали жестяным листом. Он вмещал до 15 человек, а двигатель мощностью 35 л.с. позволял ему развивать скорость до 50 км/ч.

Медицинский автомобиль АМО-Ф15
Медицинский автомобиль АМО-Ф15 (Фото: autowp.ru)

АМО-Ф15 производился с 1926 по 1932 год. Всего было выпущено около 200 единиц. Однако из-за несовершенства технологий производства они оказались достаточно дорогими и не конкурентоспособными по сравнению с импортными моделями.

Модели советских автобусов

АМО-4

АМО-4 Люкс
АМО-4 Люкс (Фото: autowp.ru)

В 1931 году, после реконструкции, завод «АМО» приступил к производству новых грузовых автомобилей АМО-2 и АМО-3. Параллельно с ними в 1932 году был налажен выпуск автобусных шасси «АМО-4» с удлиненной до 4420 мм колесной базой. Он был одним из первых советских грузовиков, которые использовали в качестве тяжелой техники на строительных площадках и в сельском хозяйстве.

АМО-4 существовал в двух разновидностях: люкс и стандартная. У первой были кожаные сиденья с вертикальными стежками. Автобус имел овальное окно в задней стенке, пять окон по бокам, одну дверь для посадки пассажиров и увеличенный задний свес. Над окнами устанавливались багажные сетки и занавески. В салоне было предусмотрено 21 место для пассажиров. Длина автобуса составляла 7600 мм.

Стандартная модель АМО-4 отличалась меньшей длиной (7370 мм) и меньшей снаряженной массой (4200 кг) из-за более короткого заднего свеса.

Шестицилиндровый мотор объемом 4,882 л разгонял автобус на дороге до 55 км/час. Он снабжался поршнями из чугуна, нижними клапанами, топливным насосом диафрагменного типа и двухдисковым сцеплением сухого типа.

21 пассажирское сиденье было обито дерматином. Окно в задней стенке имело прямоугольную форму, а двустворчатая дверь находилась в задней части кузова.

ЗиС-5

Модель штабного автобуса ЗиС-5
Модель штабного автобуса ЗиС-5 (Фото: Олег Кузнецов / ussrtoscale.com)

Это был один из главных автомобилей времен Великой Отечественной войны. На фронте грузовик уважительно называли «Захар Иванович». Автомобиль выпускался на Заводе имени Сталина (ЗиС). Он был создан на основе американской машины Autocar Dispatch SA. При этом конструкция ЗиС-5 отличалась от американских машин. Основной упор при переносе американской модели на отечественную был сделан на упрощение и повышение ремонтопригодности конструкции.

Грузоподъемность грузовика составляла три тонны. Это было вдвое больше, чем у знаменитой «полуторки». Запас хода при движении по шоссе составлял 205 км. При движении по шоссе ЗиС-5 был способен развивать скорость до 60 км/ч. Средняя скорость при движении по шоссе составляла 30 км/ч, а по грунтовой дороге — до 20 км/ч. Основным же недостатком ЗиС-5 являлось то, что у машины ведущими были только задние колеса.

ЗиС-8

ЗиС-8
ЗиС-8 (Фото: autowp.ru)

Первые опытные образцы ЗиС-8 появились в 1933 году, а через год автобус запустили в серию. В основе этого грузовика лежало шасси ЗиС-5, на раму которого установили деревянный пассажирский кузов с металлической обшивкой. Платформа была удлинена и усилена, но под капотом устанавливался мотор от ЗиС-5 объемом 5,6 л и мощностью 73 л. с. Автобус мог разгоняться до 60 км/ч.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вот это поворот Вот это поворот

Ищем (и находим) новую профессию в любом возрасте

VOICE
Вместо сахара Вместо сахара

Чем заменить сахар, а чем не стоит: полезные и вредные варианты

Лиза
Заряженная пыль на Луне Заряженная пыль на Луне

Откуда взялась пыль на Луне?

Знание – сила
По клеточкам По клеточкам

Неужели пептиды действительно способны подарить нам вечную молодость?

Лиза
Дорогой длинною Дорогой длинною

Чуйский тракт неспроста называют самой красивой дорогой России

Лиза
Коровы с инсулиновым молоком и шимпанзе-гопники: новости науки Коровы с инсулиновым молоком и шимпанзе-гопники: новости науки

Почему все труднее понять правила работы мозга и как обеспечить мир инсулином?

Forbes
Теперь можно! Теперь можно!

Устаревшие правила дизайна интерьера, которые давно пора нарушить

Лиза
Самые большие паровозы Самые большие паровозы

Среди паровозов были просто гиганты, тянувшие огромное количество вагонов

Зеркало Мира
Зачем люди делают татуировки? Узнайте интересные факты из психологии Зачем люди делают татуировки? Узнайте интересные факты из психологии

Для некоторых людей татуировки — это способ преодоления травмы

ТехИнсайдер
10+ лайфхаков для мытья полов, после которых они будут чистыми, как никогда 10+ лайфхаков для мытья полов, после которых они будут чистыми, как никогда

Эти советы сделают мытье полов гораздо более простой задачей

VOICE
Нзинга Мбади Нгола: как африканская королева 40 лет сражалась с колонизаторами Нзинга Мбади Нгола: как африканская королева 40 лет сражалась с колонизаторами

История африканской королевы, которая была готова пойти на всё ради своей страны

Forbes
Праздник послушания Праздник послушания

«Недоросль» как попытка победить простодушием коварство эпохи

Weekend
Советской фирме грамзаписи исполнилось 60 лет: топ-10 пластинок «Мелодии» Советской фирме грамзаписи исполнилось 60 лет: топ-10 пластинок «Мелодии»

Лучшие 10 пластинок знаменитой фирмы грамзаписи «Мелодия»

СНОБ
Октановое число: суть вопроса простыми словами, и на что оно влияет Октановое число: суть вопроса простыми словами, и на что оно влияет

Октановое число в немалой степени определяет эффективность работы двигателя

РБК
В теннисе странный счет и много сложных терминов. Рассказываем, как устроен этот вид спорта В теннисе странный счет и много сложных терминов. Рассказываем, как устроен этот вид спорта

Почему в теннисе считают 15-30-40? Ликбез от «Сноба»

СНОБ
Янис Чамалиди Янис Чамалиди

Помпейские росписи и работы медиахудожника Rinatto L'Bank в квартире дизайнера

Собака.ru
Андрей Богатырев: «Кино — это прежде всего миф» Андрей Богатырев: «Кино — это прежде всего миф»

Режиссер Андрей Богатырев о том, как кино интерпретирует историческую реальность

Монокль
Существует ли дружба между мужчиной и женщиной: объясняет психолог Существует ли дружба между мужчиной и женщиной: объясняет психолог

Зачем мужчинам и женщинам дружить и возможно ли это?

РБК
Как повысить ФПС в Доте 2? Полный гайд на 2024 год Как повысить ФПС в Доте 2? Полный гайд на 2024 год

Как поднять ФПС в Доте и какой он должен быть?

CHIP
6 продуктов питания, которые лишь кажутся «натуральными и здоровыми» 6 продуктов питания, которые лишь кажутся «натуральными и здоровыми»

Ученый-диетолог объясняет влияние продуктов, которые принимают за «полезные»

ТехИнсайдер
«Эфиопия — наша!» «Эфиопия — наша!»

В 1936 году фашистская Италия ликовала: над столицей Эфиопии поднялся их флаг

Дилетант
Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации

Какой леской лучше косить траву триммером? На что обратить внимание при выборе?

CHIP
«Я — результат неудачной попытки сохранить брак»: почему важно принять свою травму, а не бежать от нее «Я — результат неудачной попытки сохранить брак»: почему важно принять свою травму, а не бежать от нее

Глава из книги «В плену у травмы» — о том, как относиться к своей травме

Psychologies
Детские травмы и страх секса у взрослой женщины: история девушки глазами терапевта Детские травмы и страх секса у взрослой женщины: история девушки глазами терапевта

Как насилие в детстве оказывает влияние на нашу взрослую жизнь?

Psychologies
Все сериалы по видеоиграм от худшего к лучшему Все сериалы по видеоиграм от худшего к лучшему

Экранизации видеоигр: все ли они так плохи?

Maxim
«Люди повезли в карманах»: зачем россияне покупают слитки золота по 100 т в год «Люди повезли в карманах»: зачем россияне покупают слитки золота по 100 т в год

На фоне высоких котировок на золото, спрос на инвестиции в этот актив растет

Forbes
Семейный бюджет: с чего начать, чтобы всегда на все хватало Семейный бюджет: с чего начать, чтобы всегда на все хватало

Основные принципы построения семейного бюджета

Наука и техника
Судан: великое прошлое и трагическое настоящее Судан: великое прошлое и трагическое настоящее

Судан, наверное, самая нетуристическая страна Африки

Зеркало Мира
Никита Волков Никита Волков

Никита Волков постучался в наши двери и сердечки задолго до роли архитектора

Собака.ru
«Наденьте кислородную маску сначала на себя»: 5 уроков о личной отвественности «Наденьте кислородную маску сначала на себя»: 5 уроков о личной отвественности

Как здоровые отношения с личной ответственностью делают нас увереннее в себе?

Psychologies
Открыть в приложении