Метель времени: сериал «Перевал Дятлова» как выдающийся экскурс в советское прошлое
На ТНТ и в онлайн-кинотеатре Premier завершился самый амбициозный проект канала в 2020 году — сериал о загадочной гибели тургруппы Игоря Дятлова на севере Свердловской области холодной зимой 1959 года. Егор Беликов полагает, что за виртуозно досочиненным и рассказанным сюжетом «Перевала Дятлова» сокрыто что-то куда более важное, чем банальная разгадка причины смерти девяти фатально смелых туристов.
Для тех, кто берег себя от подробностей одного из самых таинственных происшествий в советской истории, — пересказ, наикратчайший из возможных. Девять человек во главе с молодым и уже довольно опытным туристическим бригадиром Игорем Дятловым решили пойти в поход из Свердловска по горам Северного Урала. В неясный момент и по непонятной причине они отошли от маршрута и все как один погибли. В их одежде нашли радиоактивное излучение, на вскрытии зафиксировано множество странных повреждений тел чудовищной силы. Теорий по поводу того инцидента выдумано бесчисленное количество, от приблизительно реалистичных до совсем невозможных, ни одна из них не опровергает все прочие и не объясняет все факты из уголовного дела, закрытого за отсутствием состава преступления, переоткрытого в 2018 и снова закрытого в 2019-м. Авторы «Перевала Дятлова» по мотивам трагедии не ставят себе целью все наконец объяснить, а если и ставят, то нарочно эту цель не выполняют — версию они выбрали самую популярную (уж не будем говорить, какую конкретно — это окончательно выяснится лишь в душераздирающем финале). Нет, в данном мини-сериале скорее видна успешная попытка зафиксировать на камеру всю ту пульсирующую кинематографичность, заложенную в невыдуманном сюжете.
Художественное решение «Перевала Дятлова» парадоксально. Уже вводные удивляют: во-первых, сериал намеренно поделен на две части, все четные эпизоды рассказывают про саму бедовую тургруппу, все нечетные — про расследование этого печально известного инцидента. Половина сюжета до роковой ночи снята в ч/б, после — в цвете, но при этом в первом случае используется цифровая камера (все съемки стилизованы под старину), во втором — чистокровная пленка. Кроме того, пополам поделилась и группа: историю дятловцев снимал Павел Костомаров (он же был худруком всего проекта, он же — один из известнейших российских операторов, лауреат Берлинале за работу над фильмом «Как я провел этим летом» Попогребского) и Степан Гордеев (монтажер всяких тээнтэшных сериалов от «Деффчонок» до «Эпидемии»), а следовательскую мелодраму ставили Валерий Федорович и Евгений Никишов. Имена этих продюсеров, работающих в дуэте и дебютировавших в режиссуре на «Перевале Дятлова», стоят под множеством удачнейших российских проектов последних лет: «Гоголь», «Обычная женщина», опять же «Эпидемия», и так далее, и так далее. Словом, на проклятую гору брошены были лучшие силы.
Вроде бы странный подход: чем одно советское прошлое так отличается от другого, чтобы снимать их в разных цветовых решениях, на разные камеры и с актерами из разных поколений? Да, если в цветной половине солирует гэбист Петр Федоров в нуарной шляпе (по меткому выражению режиссера Романа Каримова, головной убор явно рассчитывает как минимум на «Оскар») и его любовный интерес, патологоанатом Екатерина (Мария Лавыгина), то тургруппу Дятлова играют молодые и перспективные — от Ивана Мулина, звезды белорусского фильма «Хрусталь», до 19-летней Марии Мацель. За единственным исключением — Егор Бероев со времен «Турецкого гамбита» мелькал если только в фильме «Территория» (в немалой степени эту картину можно воспринимать как предвестника «Перевала Дятлова», там тоже было про суровую природу и амбициозных людей вдали от цивилизации). Здесь он в образе усатого туринструктора постарше, особиста, скрывающегося под чужим именем, присоединенного к группе на всякий случай, и случай этот, как мы все знаем, наступил.