Почему Армения и Россия проиграли войну за Карабах
Ереван и Москва являются главными проигравшими в нынешней карабахской войне. Армения потеряла территорию, а Россия — репутацию
Ковали сами
Подписанный договор между Россией, Азербайджаном и Арменией является для последней не чем иным, как практически капитуляцией. Обидной, несправедливой — но в какой-то степени предсказуемой и логичной.
По итогам соглашения Армения потеряла большую часть того, что завоевала во время первой Карабахской войны — все семь районов из пояса безопасности (кроме Лачинского коридора) и южную часть самой НКР, вплоть до Шуши. Более того, оставшийся кусок территории армяне могут потерять уже через пять лет, когда истечет мандат миротворческой миссии России и Азербайджан может решиться ее не продлевать.
И потеряют — если Москва станет выполнять указание Баку, а Ереван к тому времени не извлечет вывод из нынешнего поражения. Не поймет, что ковал он это поражение сам — своими собственными руками.
Главным «достижением» на этом поле была пресловутая «революция 2018 года», по итогам которой к власти пришел Никол Пашинян. И дело тут даже не в том, что он стал преследовать своих политических оппонентов и раскалывать армянское общество. Вскормленный на западных грантах политик-популист внес раскол в отношениях с Россией. Он не только оскорблял Путина (чего только стоит известная в высоких кругах история о том, как он сначала выяснил у Владимира Владимировича его отношение к бывшему президенту Роберту Кочаряну, получил подтверждение их дружбы и, вернувшись в Ереван, Кочаряна сразу арестовал), но и наводнил армянскую власть различными антироссийскими элементами. Неудивительно, что его имя стало вызывать в Кремле чуть ли не аллергическую реакцию, но армянский народ этого не замечал. Был уверен — «русские же знают, что мы друзья». Или говорил: «А чего им можно себя вести самостоятельно, а мы должны все учитывать мнение России?» — например, тогда, когда Москва (в том числе и с подачи активно эксплуатировавшей образ Пашиняна азербайджанской пропаганды) возмущалась проведением антипутинских тренингов в Ереване или же появлением Навального на армянском телевидении. В Баку и в Анкаре эти сигналы считали четко — и поняли, что главная защита Нагорного Карабаха (неформальные гарантии России статус-кво на этой территории) дала трещину. После чего спланировали и начали операцию.