«Яжемать»: боль, гнев и любовь
Кто скрывается за этим названием? Женщина, которая разрешает ребенку кричать в общественном месте или сама кричит на него по любому поводу? И как нам быть, если раздражает и то, и другое?
Количество групп, посвященных «яжематерям» в социальных сетях, растет, как и число их подписчиков. В них выложены сотни видео и фото с участием матерей, чье поведение противоречит социальным нормам. «Вконтакте» в группе «Яжемать» около полутора миллионов участников. Этот оборот мы видим и в заголовках новостей. Откуда он взялся? И почему наше внимание так привлекают женщины, которые на все готовы ради своих детей?
Чтобы обсудить это, мы пригласили в редакцию экспертов, которым доверяют современные родители. Психолог, автор просветительских произведений для родителей и детей Людмила Петрановская, психотерапевт, специалист по семейным отношениям Илья Суслов и автор книги «Не просто устала. Как распознать и преодолеть послеродовую депрессию» Ксения Красильникова встретились за круглым столом и ответили на наши вопросы.
Psychologies: Как бы вы определили, кто «яжемать»?
Людмила Петрановская: Для некоторых женщин с детьми «яжемать» — шуточное самоназвание. Я часто слышу от мам: «Шила до часу ночи новогодний костюм дочери, вот такая я «яжемать»! Но когда это выражение адресуется другим, то может наполняться негативным смыслом. И это часть того двойного послания, которое получают современные родители. К ним сегодня предъявляются высокие требования.
По социальным, демографическим обстоятельствам у нас сейчас дети очень «дорогие». Раньше деторождение было «венчурным проектом»: десятерых родил, двое из них уцелели, и слава богу! Сегодня дети — важная инвестиция. У государства и общества есть ожидания по поводу того, на каком уровне будут обеспечиваться их потребности: ребенок должен быть окружен любовью, заботой, вниманием. Мать обязана всегда его обнимать, никогда на него не кричать, по попе не бить.
Так женщины становятся фронтменами этой идеи. Но когда они ее реализуют, к ним опять приходит общество с противоположным посылом: «Пожалуйста, так обеспечивайте ребенка, чтобы у него все было прекрасно, но при этом чтобы нам никаких проблем не было. То есть мы не хотим ни в очереди вас пропустить, ни потерпеть, что ребенок плачет. Вы сделайте так, чтоб ребенка никогда не обижать, но чтобы нам всем ничем при этом не поступаться». Но это же невозможно!
Илья Суслов: Мне кажется, выражением «яжемать» часто описывают социально нереализованных женщин или таких, которые чувствуют себя несчастными. Дав жизнь другому, они могут наконец ощутить себя значимыми. А еще мы слышим послания, продиктованные демографической политикой страны: «Рожайте! Дети нужны!»
Получается, родив, женщина делает что-то хорошее не только для себя, но и для общества, государства. Она победительница и считает себя вправе ожидать восхищения и благодарности. Она получает это в некотором объеме: семья рада, государство платит пособие, встречные иногда улыбаются. Но вдруг она натыкается на чье-то неприятие. Не все спешат оценить ее подвиг. Несбывшиеся ожидания рождают обиду. Женщина, которая только через рождение ребенка смогла самоутвердиться, будет возмущена. И это может заставить ее вести себя провокационно, эпатажно.
А женщины с детьми действительно требуют к себе особого отношения?
Ксения Красильникова: По-моему, фраза «яжемать» — признак дискриминационного отношения к матерям. Не помню, чтобы я хоть раз наблюдала сверхтребования к окружению со стороны женщин с детьми, чтобы они себя вели неадекватно. Бывало, просили пропустить их в очереди, но всегда вежливо. Я вижу враждебность скорее со стороны общества. Например, я хочу выйти с ребенком на прогулку. С каким количеством препятствий я столкнусь? Как с коляской пройду через двойные двери магазина, где нет пандуса? Как попаду в автобус? Что, если ребенок там заплачет? А если мне нужно будет его покормить грудью, с какой реакцией я столкнусь?