Метаболическая психиатрия: как ультрапереработанная еда сводит нас с ума
Возможно, причина психических расстройств совсем не в психике

Что будет, если скрестить эндокринологию и психиатрию? Метаболическая психиатрия — новое направление исследования и лечения ментальных расстройств, которое бурно развивается в Кремниевой долине и, возможно, предвещает революцию в понимании психики.
Не просто корреляция
В мире много странных совпадений. Например, уровень потребления сыра на душу населения в США на протяжении 9 лет наблюдений почти на 95% совпадал с числом тех, кто умер, запутавшись в простынях. Этим анекдотичным примером часто иллюстрируют разницу между корреляцией и причинно-следственной связью. Но корреляция между ментальными проблемами и метаболическим здоровьем не похожа на случайное совпадение. Тем более что речь идет не об одном, а практически обо всех распространенных психических расстройствах.
- Депрессия: у больных в два раза чаще встречается метаболический синдром (эндокринные нарушения + ожирение в области талии + гипертония + повышенный уровень сахара и холестерина).
- Тревожные расстройства и фобии: ожирением страдают до 45% людей с таким диагнозом.
- Шизофрения: метаболический синдром более чем у 42% мужчин и 54% женщин.
- Биполярные расстройства: распространенность метаболического синдрома достигает 67%.
Для сравнения: в среднем метаболическому синдрому подвержены 15-25% населения. Получается, что среди людей с ментальными расстройствами этот показатель намного выше. Обычно это списывают либо на побочные эффекты антипсихотических препаратов, которые могут вызывать нарушение метаболизма. Либо на связанную с болезнью гиподинамию и привычку заедать стресс. Так или иначе ментальное расстройство считается причиной, а метаболическое нарушение — следствием. А что, если все наоборот?
Все больше специалистов склоняется к мнению, что связь тут как минимум двунаправленная. Но Шебани Сетхи уверена, что это не просто связь, а нечто большее. Дипломированный эндокринолог (эксперт по ожирению) и психиатр в одном лице, она основала первую в мире клинику метаболической психиатрии на кафедре поведенческих наук Стэнфордского университета. По ее мнению, изучение влияния метаболизма на психику — это реальный шанс раскрыть причины развития ментальных расстройств. Но разве они уже не раскрыты?
Болезни без причины
Ментальными расстройствами страдает более 10% населения планеты; больше всего случаев приходится на тревожность (3,8%) и депрессию (3,4%). Трудно поверить, что причина таких распространенных болезней до сих пор неизвестна. Ведь психиатрия — это раздел медицины. А у любой отрасли медицины есть четкие критерии и алгоритмы диагностики. На основании жалоб пациента врач назначает анализы и исследования, чтобы найти органические причины появления симптомов. И только после этого ставит диагноз. Болезни вообще классифицируются по типу поражения тканей организма и нарушения физиологическх процессов. Но только не психические — их объединяет не общая биологическая основа, а ее отсутствие.
Депрессию, биполярное расстройство и даже шизофрению диагностируют исключительно по внешним признакам, жалобам и поведению пациента. Именно симптомы, а не объективные биомаркеры, перечислены и в знаменитом DSM — Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам, которое считается «золотым стандартом» психиатрии. Физическое обследование пациента психиатр обычно назначает лишь для того, чтобы исключить другие проблемы со здоровьем.
Когда мы называем болезнь «психической», говорит Шебани Сетхи, мы фактически признаем, что не можем найти органические изменения в теле или мозге, которые ее вызвали. Но это не значит, что их нет. Многие болезни, которые раньше тоже считались «психическими» (в том числе эпилепсия и рассеянный склероз), перешли в разряд неврологических благодаря открытию их биологической основы. Поэтому ученые и не оставляют попытки обнаружить биомаркеры психических расстройств.