Все течет: 9 загадок «Композиции VI» Кандинского
Форма без содержания подобна не руке, но пустой перчатке, заполненной воздухом, утверждал Кандинский. Его «Композиция VI» — история о преодолении хаоса
- Картина «Композиция VI»
- Холст, масло 195×300 см
- 1913 год
- Ныне хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге
К беспредметной живописи Василия Кандинского, как он сам рассказывал, привел случай. Однажды вечером в Мюнхене, вернувшись с пленэра в мастерскую, художник увидел там незнакомую «неописуемо прекрасную, пропитанную внутренним горением картину». «Сначала я поразился, но сейчас же скорым шагом приблизился к этой загадочной картине, совершенно непонятной по внешнему содержанию и состоявшей исключительно из красочных пятен. И ключ к загадке был найден: это была моя собственная картина, прислоненная к стене и стоявшая на боку…»
Беспредметная, однако, не значит безыдейная. В тревожной атмосфере накануне Первой мировой войны художник обращался к библейским сюжетам о конце мира. Замысел «Композиции VI» появился, когда он написал на стекле картину на тему Всемирного потопа — звери, люди, пальмы, ковчег и буйство водной стихии. То, что получилось, Кандинский решил доработать и превратить в большое полотно маслом. В «Композиции VI» не только изображения стали абстрактными, но и идея — более общей: обновление мира через разрушение. Кандинский пояснял: «Грандиозная, объективно совершающаяся катастрофа есть в то же время абсолютная и обладающая самостоятельным звучанием горячая хвалебная песнь, подобная гимну нового творения, которое следует за гибелью мира».