«Мест для педагогов уже мало»: как живут и работают российские учителя за границей
За последний год из России уехали многие учителя, их карьера складывается по-разному: одни успешно встраиваются в образовательную среду новой страны, другие — открывают собственные проекты, третьи — выживают благодаря онлайн-занятиям, а четвертым приходится возвращаться. Forbes Life поговорил с педагогами и директорами школ о том, как устроена их новая жизнь.
«Вдруг здесь есть классный педагог началки, который долго думал и все же созрел на релокацию?»; «Ищу работу учителем физики в Ташкенте на долгий срок»; «Вернулась в Россию, еще не решила, куда двигаться дальше. Могу быть методистом по английскому», — в закрытом телеграм-чате для русскоязычных учителей-релокантов ежедневно появляются десятки подобных сообщений. Всего за несколько месяцев он вырос с нуля до 2500 участников, новые заявки поступают ежедневно. «Чат не приносит мне ни копейки. Я создал его в марте 2022 года для того, чтобы не сойти с ума, — рассказывает Иван (имя изменено), экс-преподаватель Летово, Хорошколы и ЦПМ. — Вел себя как самозваный комьюнити-менеджер, приглашал в сообщество всех знакомых учителей. В результате в нем оказались вообще все представители ведущих школ Москвы и Санкт-Петербурга. Мы смеялись, что сейчас на этом ковчеге вместе и переедем. И многим это действительно удалось».
Точное число уехавших из России учителей неизвестно. По данным платформы для самозанятых «Наймикс» (есть в распоряжении редакции, — Forbes Life), за год число самозанятых педагогов выросло в 1,5 раза — до 3100 — и стабильно увеличивается на 3-5% в месяц. Большинство из них — младше 44 лет.
Крупные государственные школы ощутили отток в меньшей степени, а некоторым частным проектам пришлось закрыться во многом из-за отъезда педагогов. Например, Школе-Мастерской, основанной Натальей Сопруновой — известным московским педагогом, автором собственной методики и множества учебников. «К лету 2022 году уехали почти все наши академические учителя — и минимум половина детей, — рассказывает Сопрунова. — C помощью оставшихся в Москве кураторов мы в гибридном формате закончили учебный год, а потом я на две недели приехала, чтобы попрощаться со всеми — и большими, и маленькими. Было сразу очевидно, что в онлайн-формате именно школу мы продолжать не будем. Ведь дистант — это вынужденная мера для большинства семей. Всем детям нужно очное образование — и тем, кто уехал, и тем, кто остался в Москве».
«Приехали те, у кого была достаточная степень безумия»
Во многих популярных среди эмигрантов новой волны стран очное образование — это обязательное условие для получения ВНЖ: ребенок должен ходить в местную школу. Например, на Кипре хоумскулинг (домашнее обучение, — Forbes Life) запрещен: это прямой путь к депортации. Поэтому весной 2022 года русскоязычные эмигранты в местных чатах жаловались, что листы ожидания в частных кипрских школах могли достигать 100 человек. Для Александра Шкуратова, инвестора и основателя The Island Private School, это стало поводом сделать невозможное: построить школу на 500 человек за 85 дней.
The Island Private School существовала с 2016 года в формате небольшой вальдорфской школы и детского сада (в общей сложности на 100 детей). Расширение было запланировано на 2024 год, но после 24 февраля все круто изменилось: Шкуратову каждый день поступали заявки и просьбы ускориться, особенно от представителей IT-компаний, семьи которых вывозили на Кипр «целыми самолетами». «Мы с командой поняли, что надо действовать решительно, — рассказывает он. — Это значит: одновременно набирать учителей и проектировать школьный кампус. Мы получили разрешение на строительство за 8 дней, это прецедент для любой страны. Дело в том, что правительство Кипра горячо поддержало нашу инициативу, везде был зеленый свет. Все понимали, что это важный социальный проект: по сути, мы помогли решить проблему с учебными местами для детей релокантов».
Сейчас в The Island Private School 500 учеников, новые русскоязычные учителя, безусловно, тоже есть. «Прошлым летом я сам провел около 250 собеседований — было важно, чтобы собралась команда единомышленников, разделяющих наш прогрессивный подход к образованию, — объясняет Шкуратов. — Приезжать сюда никого не уговаривали, мы ничего не скрывали и говорили, что школу будем создавать с нуля — на чистом поле. Приехали те, у кого была достаточная степень безумия. Сейчас в нашей команде педагоги из Летово, Европейской гимназии и не только».