Меню для комиссара Мегрэ
Новая книга Алексея Биргера еще не закончена. Тем не менее ее название — «Кухня знаменитых детективов» звучит весьма интригующе. А информацией, которая в ней содержится, можно воспользоваться прямо сейчас
Хотя сегодня дома готовят все меньше, кулинарные книги по-прежнему пользуются спросом, а уж кулинарные книги «с изюминкой» — тем более. В новой книге Алексея Биргера «изюминку» составляет соединение имен всем известных великих сыщиков со множеством кулинарных рецептов, связанных с этими героями. Вопросам хорошей и вкусной еды в детективной литературе отводится немалое — и довольно важное — место. Словно на фоне убийств и других тяжких преступлений авторов так и тянет дать читателю хотя бы виртуальную возможность насладиться радостями жизни. Есть примеры «напоказ». Например, из всех упоминаний и описаний в романах об Эркюле Пуаро можно составить полноценный справочник по знаменитым сладостям бельгийской кухни. Про «Кухню Ниро Вульфа» не раз выходили целые тома. Но и там, где «кулинарная составляющая» детективных произведений не очень заметна, при внимательном взгляде открываются обширные пространства для любителей хорошо поесть. Предлагаем небольшие фрагменты из главы, посвященной комиссару Мегрэ.
КОМИССАР МЕГРЭ
Вокруг него возникает особая сила притяжения, особая атмосфера. Удивительное творение Жоржа Сименона, комиссар Мегрэ — один из самых притягательных персонажей в мировой литературе. Однажды с ним встретившись, хочется общаться с ним снова и снова, всякий раз открывая нечто новое, теплое и доброе, не в нем, а в себе. И это потому, что комиссар Мегрэ — тяжеловатый, часто хмурый и внешне замкнутый — сам всегда ищет доброе в людях. И расстраивается, хотя и виду не показывает, когда человек не вызывает у него, после долгого и тщательного вглядывания, ничего, кроме отвращения и разочарования.
Что в целом мы можем узнать о биографии Мегрэ из всех произведений о нем? Сын управляющего крупным имением, он в детстве пел в церковном хоре (герой вспоминает свое детство в повести «Показания мальчика из церковного хора»). Мечтал стать врачом, но из-за смерти отца не смог продолжить образование и пошел служить в полицию, считая это лишь временной мерой, пока он не накопит денег, чтобы доучиться на врача. Но временное стало постоянным, стало судьбой.
С будущей мадам Мегрэ он познакомился еще до Первой мировой войны, и они больше полувека прожили в счастливом браке, омраченном лишь тем, что пара оказалась бездетной. Сименон особо подчеркивает от случая к случаю, что мадам Мегрэ — эльзаска. Эльзас — край, где смешались французские и немецкие традиции, в том числе в кулинарии. И Мегрэ больше всего любит блюда этой северной для Франции кухни, которые готовит мадам Мегрэ. И гусь по-эльзасски, и разносолы, варенья и наливки, которые периодически привозит супругам в Париж сестра мадам Мегрэ (мы знаем, что Мегрэ особенно оценивал «мирабелевую настойку и копченую ветчину по-эльзасски»), и многое другое.
Его «северный» вкус сказывается и на выборе напитков: он всему предпочитает пиво и кальвадос (яблочная водка или яблочный бренди, в зависимости от выдержки), хотя и в винах разбирается отменно, ведь он с детства присутствовал с отцом на всех стадиях процесса виноделия — от сбора винограда до размещения бутылок в подвалах. Вино урожая одного года от урожая другого года он способен отличить безошибочно. И кухне любого региона он отдает должное. Наслаждается южной кухней («Мой друг Мегрэ»), пытается разгадать секрет необыкновенно вкусного вандейского жюльена с моллюсками, специально вместе с мадам Мегрэ изучает и записывает особые рецепты провинции Бержерак («Маньяк из Бержерака»). В произведениях о Мегрэ фактически представлена кулинария всей Франции, и очень полно.