Директриса ГМИИ им. А.С. Пушкина — об изменившейся художественной сцене

Школа MastersКультура

«Пока мы только спасаем свои жизни»: Марина Лошак в беседе с Ириной Мак

Марина Лошак © Семен Кац

Masters Journal продолжает публиковать материалы, вышедшие в зимнем выпуске печатной версии журнала — выпуске больших интервью руководителей ведущих художественных институций обеих столиц, подводящих итоги 2020 года и пытающихся предугадать, чего искусству и культуре ждать от 2021-го. Сегодня мы представляем беседу директора ГМИИ им. А.С. Пушкина Марины Лошак и обозревателя Masters Journal Ирины Мак — об изменившейся художественной сцене, новой жизни ГЦСИ и взаимоотношениях современного искусства и власти.

— Мы подошли к финалу этого странного года, который продолжает подкидывать сюрпризы — временами жуткие. Как, по-вашему, он изменит привычный художественный ландшафт?

— В том-то и дело, мне кажется, что наша привычная роль — строить планы, обсуждать что-то и прогнозировать — сейчас абсолютно бессмысленна и бесполезна. Слишком часто за это время мы находились в разных зонах ожидания или предчувствия. Все корректировалось временем и обстоятельствами, так что, да — ведем футуристические разговоры, продолжая менять свое представление о парадигме развития. Не знаю, на самом деле, что будет. Хотелось бы, чтобы следующий год был все-таки подкорректирован вакцинами, которые у нас появились, и дал бы возможность для передышки и перестройки, потому что сейчас мы слишком заполнены проблемами своего физического существования. Это очень мешает заниматься другими вещами. Пока мы только спасаем свои жизни — так что не знаю, насколько наши планы окажутся верными.

— Весной Пушкинский музей отреагировал на ситуацию локдауна с молниеносной скоростью — ваш онлайн-проект «100 способов пережить минуту» появился тогда, когда другие институции только начинали задумываться о необходимости выхода в цифровое пространство…

— Это так. Просто медитация, когда ты только ее начинаешь, — это один способ существования. И совершенно другой — когда ты медитируешь очень долго. Другая фаза, она требует другого состояния. Все, конечно, продолжается, но уже в других форматах, мы пытаемся вырастить из этого проекта нечто большее, создав крупную цифровую платформу, которая объединит в себе много-много всего того, что мы называем словом «медитации»: идей, проектов, которые из них возникают и связывают Пушкинский и мир еще более глобальной сетью взаимодействий.

— Это будет какой-то интернациональный межмузейный проект — или платформа создается Пушкинским музеем?

— Это проект Пушкинского. И это тоже результат — мы перешли на другую ступеньку, перешагнули еще несколько, поднялись на целый лестничный пролет и, глядя с этой высоты на окрестности, глубже проникли в опыт, уже накопленный нашими международными коллегами. Мы знаем теперь, кто чем занят, какие существуют тренды. Как работают музеи, предпочитающие архивы, что выбирают культурные институции, которые хотят создания новых продуктов, возникающих из современной жизни, с современными художниками, как все это микшируется. Очень много новых знаний легли в основу того, что мы пытаемся сейчас осознать и создать, адресуясь к самым разным партнерам — мы правда занимаемся этим очень интенсивно.

— Что в этом году происходило с реконструкцией зданий ГМИИ — она ведь не прекращалась?

— Да, продолжается. Естественно, из-за локдауна сроки чуть-чуть сдвигаются, но в целом мы идем по плану. ДРВЦ — депозитарно-реставрационный и выставочный центр — будет готов в конце 2022 года. До этого должен быть сдан Дом Текста, в самом начале 2023 года — Музей импрессионистов в усадьбе Голицыных.

— А усадьба Вяземских-Долгоруковых с коллекцией старых мастеров?

— Будет открыта в 2024 году — там 19 тыс. кв. м под землей, это просто очень сложный проект. И как только мы откроем депозитарий и переедем туда с экспонатами, сразу закроется главное здание музея — то есть это должно случиться в 2023 году. Должен отдать свои экспонаты и Музей личных коллекций, который сейчас функционирует как хранилище, — и после этого тоже встать на ремонт и реконструкцию.

Билл Виола. «Чаша слез», 2005. Фото: Кира Перов © Студия Билла Виолы

— При этом параллельно вам приходится решать множество вопросов, связанных с физическим существованием музея в его нынешнем виде, когда в состав ГМИИ вошла структура Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), со всеми его региональными филиалами.

— Мы вошли в 2020-й, приняв ГЦСИ, но физическая работа в этом году оказалась практически невозможной. Когда ты в принципе не можешь летать, не можешь оказаться в нужном месте и все пребывает в таком задавленном состоянии пандемической реальности — это очень сложно. Тем не менее, большое счастье, что у нас появилась пауза, необходимая для нашей консолидации с идеями современного искусства в стране. Соглашаясь на этот спасительный маневр, мы ощущали ситуацию совершенно иначе.

— Спасительный по отношению к современному искусству?

— Да, к ГЦСИ. Если бы я представляла себе ситуацию глубже и объемнее, не уверена, честно говоря, что я бы так легко на это согласилась. Наша способность питаться иллюзиями и строить воздушные замки в этом смысле не очень помогает. Так что за год мы очень много раз изменили свое ощущение габаритов происходящего, всего того, что нам предъявляет время. И списочек ожиданий от нас, как мы понимаем, — он сейчас совершенно другой. Поэтому я и считаю, что сверху какая-то кармическая счастливая звезда подкинула нам эту паузу, внутри которой было очень много открытий и, я бы сказала, разочарований — или, наоборот, корректировок или очарований. Мы глубже стали понимать эту ситуацию и обнаружили совершенно другую картинку жизни, не ту, что представляли себе. Хорошо это или плохо? Конечно, хорошо. Не случись этого, мы могли бы идти по первоначально намеченному пути, считая, — как я действительно всегда считала — что вот я сама по себе такая прекрасная, такая милая, добрая, что я подарок для всех и всякий, кто меня знает, счастлив просто со мной дружить.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Фильмы, которые предсказали и накаркали беду Фильмы, которые предсказали и накаркали беду

Некоторые киносюжеты сбылись и наделали пакостей в реальном мире

Maxim
Почему безналичные чаевые в России — миллиардный рынок, которому мешают стереотипы Почему безналичные чаевые в России — миллиардный рынок, которому мешают стереотипы

Что интересного в сервисах для безналичных чаевых

VC.RU
Крупным планом: выясняем, за что любить, а за что ненавидеть новую Lada Niva Travel Крупным планом: выясняем, за что любить, а за что ненавидеть новую Lada Niva Travel

Теперь вместо “Шнивы” у нас Lada Niva Travel: уже не пирожок, но все еще Niva

Популярная механика
Человек рожден пьющим Человек рожден пьющим

Человек разумный имеет мотивацию к потреблению этанола

Наука
«Пропагандисты мракобесия тоже не спят»: популяризатор науки Александр Соколов — о будущем человека и научном юморе «Пропагандисты мракобесия тоже не спят»: популяризатор науки Александр Соколов — о будущем человека и научном юморе

Интервью с финалистом премии «Просветитель» Александр Соколов

Forbes
«Пока еще очень многим страшно»: Дмитрий Глуховский — о сериале «Топи», архаичной власти и протестном движении «Пока еще очень многим страшно»: Дмитрий Глуховский — о сериале «Топи», архаичной власти и протестном движении

Дмитрий Глуховский о возвращении к архаике, русской глубинке и журналистике

Forbes
«Я верила вруну»: автор книги «Твоя идеальная семья» разводится со вторым мужем «Я верила вруну»: автор книги «Твоя идеальная семья» разводится со вторым мужем

Писательница и коуч Олеся Малинская по отношениям потерпела крах в личной жизни

Cosmopolitan
7 мистических находок археолога: куда пропала Клеопатра и что такое «воздушные змеи» пустыни 7 мистических находок археолога: куда пропала Клеопатра и что такое «воздушные змеи» пустыни

Нам никогда не узнать все истории прошлого, но это и делает их притягательными

Популярная механика
Элена Ферранте: Любовь в тягость Элена Ферранте: Любовь в тягость

Первая глава романа Элены Ферранте

СНОБ
Прекращайте уже мечтать о романтических поездках за границу Прекращайте уже мечтать о романтических поездках за границу

C милым рай не на шезлонгах в Дубае, а в ОВД городского округа Химки

GQ
«Убийство Уильяма Норвичского. Происхождение кровавого навета в средневековой Европе» «Убийство Уильяма Норвичского. Происхождение кровавого навета в средневековой Европе»

Медиевист заново рассматривает обстоятельства смерти Уильяма Норвичского

N+1
Скандинавский стиль Скандинавский стиль

Мадс Миккельсен — самый сексуальный мужчина Дании

Glamour
10 самых правильных пород кошек 10 самых правильных пород кошек

Удивительные породы кошек

Maxim
Стремитесь к прогрессу, а не к совершенству Стремитесь к прогрессу, а не к совершенству

Процесс не менее важен, чем результат, и вот почему

Psychologies
Физики закрутили луч света в три концентрических спирали Физики закрутили луч света в три концентрических спирали

Физикам удалось поместить три спиральных световых луча друг в друга

N+1
Правила жизни Криса Рока Правила жизни Криса Рока

Актер, Лос-Анджелес, 56 лет

Esquire
Подземная орхидея: исчезающая красота Подземная орхидея: исчезающая красота

В Западной Австралии цветет подземная орхидея

National Geographic
Противостояние сервала и гепарда: видео Противостояние сервала и гепарда: видео

Малый дикий кот оказался не в то время и не в том месте

National Geographic
Мир перевернулся: как выйти из психологического кризиса Мир перевернулся: как выйти из психологического кризиса

Отрывок из книги психолога Екатерины Сигитовой «Идеальный шторм»

Forbes
Раскрыта причина затопления советско-российской космической станции «Мир» Раскрыта причина затопления советско-российской космической станции «Мир»

Юрий Коптев озвучил причины затопления первой в мире орбитальной станции «Мир»

Популярная механика
Почему спорить в интернете вредно и как с этим быть Почему спорить в интернете вредно и как с этим быть

Влияет ли на здоровье полемика в социальных сетях? Оказывается, да

РБК
Девушка на Кубе Девушка на Кубе

Катя Бобкова позирует в горячей, солнечной и морской фотосессии

Maxim
Как очистить воздух в стране и не платить Европе карбоновый налог Как очистить воздух в стране и не платить Европе карбоновый налог

Достойный ответ «зеленой» политике Брюсселя

СНОБ
Тикток Тикток

Фем-активистка, учитель итальянского, сторителлер — ELLE собрал ленту Tiktok

Elle
Чисто английский обед Чисто английский обед

Несколько примечательных рецептов из произведений Дороти Л. Сэйерс

СНОБ
Паруса в виде колонн: эффект Магнуса Паруса в виде колонн: эффект Магнуса

Странные мачты-паруса на яхте

Популярная механика
Можно ли сделать иммунную систему сильнее или это миф Можно ли сделать иммунную систему сильнее или это миф

Йогурт или аскорбинка вряд ли помогут вам «усилить» иммунитет

Популярная механика
MAXIM рецензирует триллер «Аферистка» с Розамунд Пайк и Тирионом Ланнистером MAXIM рецензирует триллер «Аферистка» с Розамунд Пайк и Тирионом Ланнистером

Настал год пандемии. Количество бреда на экранах увеличилось вдвое

Maxim
Термоядерный реактор: начало сборки Термоядерный реактор: начало сборки

Как российские ученые приняли участи в разработке реактора ИТЭР

Наука
Пять самых известных политзаключенных Пять самых известных политзаключенных

Самые известные политзаключенные в истории

Maxim
Открыть в приложении