Справляется без Джобса и не стесняется политики ради эффективности: история и главные решения Тима Кука во главе Apple
Он отточил производство до мелочей, изменил подход компании к выпуску продуктов, а также смог избежать последствий торговой войны и антикитайской политики.
В январе 2012 года на тот момент ещё вице-президент Джо Байден спросил Тим Кука: «Почему Apple не может сделать iPhone в США?». Вопрос поставил Кука в неловкое положение — китайское производство не нравилось властям, а именно он был автором стратегии по передаче продукции Apple в Китай. И к концу 2012 года Кук объявил, что Apple начнёт делать некоторые Mac в США, сбавив напряжение.
Однажды подобный вопрос Обама задал Стиву Джобсу и получил резкий ответ, опубликованный на первой полосе New York Times: «Эти рабочие места никогда не вернутся!».
Идея производить iPhone и другую бытовую электронику на заводах в США — исключительно сложная задача. Крупные азиатские производители, особенно Foxconn, главный партнёр Apple, построили фабрики размером с город, с армией из сотен тысяч квалифицированных рабочих.
Они работают намного дольше американских, и зарабатывают куда меньше, чем даже самые низкооплачиваемые рабочие в США. Ничего подобного в США не существует.
Но Кук куда мягче и эффективнее, чем Стив Джобс, умеет отражать политическое давление. С 2012 года зависимость Apple от Китая только росла, но антикитайская риторика и угроза торговой войны Трампа, а также пандемия и антимонопольные иски не остановили Кука.
В августе 2018 года капитализация Apple достигла $1 трлн, а в 2020 году превысила $2 млрд — на фоне предвыборных обещаний Трампа «вернуть домой цепочки поставок из Китая».
Сотрудники Apple, руководители конкурирующих компаний и политические инсайдеры считают рост Apple заслугой Кука, которая случилась благодаря его проницательности.
Он умеет балансировать между политическими обещаниями для благосклонности властей и постоянным увеличением трат на развитие китайских фабрик.
«Возможно, Тим не сможет разработать продукт, подобный Стиву Джобсу. Но он понимает мир в такой степени, что с ним могут сравниться лишь очень немногие руководители, которых я встречал за последние 60 лет», — считает Уоррен Баффет. Он не только хорошо знает Кука, но и владеет долей в Apple на $111 млрд.
Почему Тим Кук создал производство в Китае и чем оно отличалось от других производителей ПК
Тим Кук устроился в Apple в 1998 году после 12 лет работы в IBM и шести месяцев в Compaq. Он работал по 18 часов в сутки, ночами рассылал письма, а пока не был в офисе, словно жил в спортзале.
И в отличие от Джобса, Кук не претендовал на роль «творца». «Он живёт чистой работой — полировкой, полировкой и только полировкой. Я всегда считал его исключительно скучным», — говорит бывший топ-менеджер Apple, который работал с Куком в первые годы его работы.
Становление, экономический и культурный рост Apple во многом приписывают Джобсу и его работе над продуктами, но не менее важно то, как Кук смог производить iPhone, iPad и iPod в огромных количествах.
Для этого он применил ту же стратегию, что и HP, Compaq и Dell, которых высмеивал Джобс — аутсорс производства и изготовление на заказ.
Когда Кук руководил инвентаризацией оборудования Compaq, он познакомился с основателем Foxconn Терри Гоу. Компания была производителем низшего уровня — выпускала пластиковые ручки переключения каналов на телевизорах и разъёмы для геймпадов Atari.
К концу девяностых годов Foxconn перешла к более сложному производству, например, корпусов для компьютеров Compaq.
А в конечном итоге начала производить комплектующие для ПК на заводах в Шэньчжэне, рядом с поставщиками компонентов для них. И к тому времени, как Кук попал в Apple, китайские производственные центры стали куда эффективнее тех, что были в США.