Докопаться до чудес
Изначально придуманный Леонардо да Винчи, экскаватор стал одной из главных движущих сил прогресса и экономики. В России история этих удивительных машин началась 77 лет назад, когда “Уралмаш” освоил их серийное производство. Перед вами рассказ об эволюции стальных гигантов.
Мы часто пишем про машины, самолеты, корабли и даже поезда — вся эта техника на виду и привлекает внимание, однако остающиеся в тени тяжелые карьерные экскаваторы делают еще более важную работу.
Они в буквальном смысле слова дают стране угля, а кроме него — железную и медную руду, золото, бокситы, фосфаты, свинец, цинк и другие металлы и минералы. Без них СССР, а позже Россия не смогли бы реализовать ни один из тех грандиозных проектов, которые сегодня составляют основу экономики государства. точно также без этой работы стране не удалось бы закрепиться в роли одного из ведущих мировых поставщиков сырьевых ресурсов. основные производители тяжелых карьерных экскаваторов — Уралмаш завод и из-картэкс — даже в кризисные и переходные годы не только не останавливали свою работу, но еще и постоянно модернизировали существующие модели и выводили на рынок новые, все более совершенные.
1947
Начало новейшей истории карьерных экскаваторов
Если до Второй мировой войны производящиеся в нашей стране экскаваторы были аналогами иностранной техники, то в 1947 году началась новая эра: 1 мая Уралмашзавод представил СЭ-3 — машину, во многом опередившую время и положившую начало созданию отечественной школы тяжелого экскаваторостроения.
Мощный и прочный, как танк, он во многом и был наследником военной техники. Во время Великой Отечественной Уралмашзавод поставил на конвейер производств о бронекорпусов для танков и самоходных артиллерийских установок. Этот опыт, как с точки зрения технологий, так и с точки зрения организации работы, вывел предприятие на новый уровень, и, когда пришло время вернуться к изготовлению мирной техники, завод был во всеоружии — восстанавливавшаяся страна получила экскаваторы и буровые установки нового поколения, причем в том количестве, которое было нужно для ее амбициозных проектов.
В конструкции СЭ-3 впервые в мировой практике был применен ряд уникальных решений, таких, как независимы й привод ходового механизма, при этом в первый же год было изготовлено целых 43 машины, а годом позже — уже 120.
Всего на карьерах планет ы Земля работали более 13 тысяч СЭ-3 и различных его модификаций, что сделало его самой массовой модель ю карьерного экскаватора в мире. И это неслучайно: о надежности детища Уралмашзавода ходили легенды, в основе которых — реальны е факты. Так, первый СЭ-3 продержался в строю целых 30 лет — в два раза дольше нормативного срока. Он ушел на покой только в 1977 году.
1950-е
Наши экскаваторы ставят мировые рекорды один за другим, спрос на них растет уже не только внутри страны
50-е годы экскаваторы Уралмашзавода в буквальном смысле прошли уверенно. Уральские инженеры были пионерами советских шагающих машин — они первыми создали экскаватор, шагающий благодаря гидравлике, вместо менее надежной системы эксцентриков на массивном валу и к середине века уже производили машины, которым не было равных в мире. В 1958 году гигант ЭШ 25.100 с 25-кубовым ковшом попал в Книгу рекордов Гиннесса как обладатель самой длинной стрелы — 100 метров. Громко заявил о себе и ЭКГ-8, признанный самым мощным и производительным карьерным экскаватором планеты. Годом позже в связи с чрезмерной загрузкой Уралмаша его чертежи были переданы на Ижорский завод.