Мечты, революции, надежды: как розовый стал цветом женской силы
Розовый цвет — пожалуй, самый социально окрашенный: даже черный и белый не имеют такой гендерной и классовой нагрузки, как розовый. По розовой одежке встречают, по ней же провожают, по ней часто еще и судят. Рассказываем, как он стал сначала самым презираемым цветом, а потом символом женской силы.
Будучи производным от красного, который визажистка Лиза Элридж в своей книге “Краски” называет “самым древним пигментом в нашей косметичке”, розовый цвет пережил самые разные смыслы, которые в него вкладывали. Оттенок упоминается еще Гомером (греческий слепец описывал этим словом цвет зари), но из-за сложности добычи краски активно использовать розовый пигмент стали только во времена Ренессанса. Тогда в розовых одеждах рисовали младенца Христа (например, на знаменитой картине Дуччо “Мадонна с младенцем”), поскольку этот цвет ассоциировался с плотью Христовой, а также с невинностью и верностью. В XVIII веке во Франции в моду входят розовые наряды — благодаря фаворитке Людовика XV мадам де Помпадур в розовый и голубой, которые она любила сочетать, облачается весь версальский двор.
Исследователи подчеркивают, что одежда для детей вплоть до относительно сознательного возраста была белой до середины XIX века — любая другая краска просто не выдержала бы кипячения, необходимого младенческой одежде по гигиеническим причинам. Детские наряды пастельных оттенков стали появляться в середине XIX века, но они не были гендерно ориентированы. Специалистка по истории моды Джо Б. Патолетти в своей книге Pink and Blue: Telling the Boys from the Girls in America ссылается на номер журнала Ladies' Home Journal за июнь 1918 года, где домохозяйкам рекомендуют одевать мальчиков в розовое, а девочек в голубое: “Розовый — более сильный и решительный цвет, поэтому он подойдет мальчикам, а нежный и деликатный голубой будет красивее смотреться на девочке”. Тот же факт отмечают и другие исследователи — так, в Британии в розовый было принято одевать мальчиков, поскольку мужчины носили красную униформу, а мальчики расценивались как маленькие мужчины и будущие служители родины. Голубой же ассоциировался с непорочностью и ее символом - девой Марией, до сих пор этот оттенок используется в богослужениях, посвященных Богородице.
Закрепление розового как “женского” цвета началось в тридцатые годы XX века и расцвело после войны. Сначала розовый стал синонимом фэшн-революции: эксцентричная Эльза Скиапарелли в середине 30-х годов придумывает цвет shocking pink, светящуюся яркую фуксию. Сейчас он никого не шокирует (хотя название до сих пор используется), но тогда, разведя мадженту белым, Скиапарелли вышла далеко за пределы современной ей моды. После войны еще один революционер - Кристиан Диор придумывает стиль new look: подчеркнуто романтические женственные платья, подчеркивающие грудь и талию, нежные цветочные узоры — и розовый цвет, конечно.
Исследователи сходятся в том, что именно после войны началась четкая гендерная дифференциация розового цвета. Обескровленная Америка захотела яркости и легкомысленности - это отлично показано в пиковой сцене комедии “Забавная мордашка”, где главному редактору Мэгги Прескотт внезапно приходит в голову переодеть всех женщин в розовый, цвет жизнерадостный и интеллигентный одновременно. Розовый становится цветом домохозяек, пластиковых кухонь и натужных улыбок. И сексуальности: актрису Джейн Мэнсфилд, известную своими откровенными нарядами и исключительными формами, авторка книги Pink Think: Becoming a Woman in Many Uneasy Lessons Линн Перил называет “святой покровительницей розового” — артистка обожала этот цвет, постоянно его носила, владела розовым “Ягуаром” и даже выкрасила соответствующим оттенком свой дом. А Мэрилин Монро исполнила песню Diamonds Are Girls’ Best Friends в фильме “Джентльмены предпочитают блондинок” в ярко-розовом платье — сцена, которая вошла во все учебники по истории кино.
Так — не внезапно, но постепенно — розовый стал вершиной и воплощением женственности. На этом его эволюция не закончилась — в конце семидесятых его начинают эксплуатировать британские панки (вывеска магазина Вивьен Вествуд SEX была выполнена в розовом цвете, сама Вествуд его тоже не гнушалась). В восьмидесятые розовый вернулся в мейнстрим — триумф обозначил фильм “Девушка в розовом”, прилавки заполонили перламутровые розовые помады. В девяностые годы девочки уже делились на два лагеря: те, кто любит розовые "платья принцессы", розовую Барби и розовые банты, и те, кто этот цвет презирает (и будет дружить с мальчиками, потому что, как подразумевается в патриархате, они лучше).