В поисках утраченной промоакции
Сейчас люди очень много учатся, курсы и вебинары подкарауливают даже пенсионеров. Мы накопали в прошлом несколько хорошо забытых способов чему-нибудь научиться.
Мало что в цивилизации улучшают и реформируют так упорно, так регулярно и так повсеместно, как школьное образование. Особенно последние лет триста. Всё новые дивные педагогические методы приходят на смену древним и замшелым принципам. Каждые несколько лет меняются учебники, министерства образования не дремлют, рассылая свежайшие циркуляры о том, как правильно обучать молодежь складыванию ежиков с яблоками. И, разумеется, это совершенно правильно и разумно. Комплекс знаний, который современному человеку необходим, чтобы полностью вооружиться к борьбе за выживание в XXI веке, обширен и разнообразен. Но, главное, многие из этих знаний совсем свеженькие, с иголочки, так что не всем и не всегда понятно, как им обучать.
Вот в Швеции вводят обязательным предметом компьютерные игры. Маленькие немцы изучают, как правильно надевать презервативы на муляжи фаллосов. Юные британцы посещают уроки «верификация истинности информации в Интернете». В России дети тоже учатся интересным вещам: основам экологии, москвоведению и презентациям в Power Point.
То, что раньше было чистой фантастикой или даже сатирой – скажем, «проверка знаний методом машинного тестирования», – стало реальностью, и озадаченные родители грызутся на форумах, выясняя, какого черта ребенку нужно помнить цвет пуговок на сюртуке героя и как звали лошадь Вронского, при том что по итогам такого обучения дитя ловко проходит тесты, но не знает, что значит «сюртук», и смутно представляет себе, что такое лошадь.
Периодически раздаются голоса дремучих консерваторов, вопрошающих: а может, мы как-то уж слишком поторопились сплавить в чулан минувшего кое-какие старые образовательные способы? Может, не совсем козлы их придумывали? Нет, конечно, речь не идет о стоянии на горохе и прочем истязании младенцев. Но были в прошлом и небезынтересные способы обучения.
Кстати, пока тебя не отловили и не сделали министром образования, ты вполне можешь проверить кое-какие из этих способов не на беззащитных детях, а на себе. Можно подумать, ты ни на один вебинар в этом году еще не записался!
Зазубривание
Сейчас считается, что бич прошлой школы – зазубривание стихов и других текстов, даже теорем и исторических сведений страницами – не приводил к должным результатам, а был бездарной тратой времени и сил. Зачем помнить наизусть, когда достаточно понять – и уже не забудешь? А если забудешь, то знаешь, где и как искать. Ведь такое тупое зазубривание не развивает мозг и не делает тебя умнее, а только вызывает отвращение к процессу обучения. И вообще, заставить нормального, здорового ребенка выучить наизусть пять страниц из геометрии да еще пять страниц из истории можно только с помощью плетки из кожи гиппопотама, а насилие в семье сейчас не поощряется.
Между тем в биологии есть такое понятие, как «суммация». Грубо говоря, это способность мозга особым образом реагировать на незначимые, но повторяющиеся сигналы извне. Дело в том, что наш мозг сплошь и рядом считает, что информация, которую мы сейчас получаем, – полный шлак. Он считает так в 99 случаях из ста, поэтому у нас такая плохая память. Прочитав страницу, мы не способны ее тут же пересказать, а ближе к вечеру смутно помним, что было утром. И кого вообще волнует, когда состоялась эта несчастная битва при Азенкуре?! Незначимую информацию мозг несет так же бережно, как сито воду: мы по большей части забываем ее почти сразу после получения. И это очень разумно и экономно со стороны мозга, так как тратить склады и энергию на запоминание лишнего в дикой природе смысла не имеет. Зато информация значимая, подкрепленная сильными эмоциями, часто западает нам в мозг навеки, и на смертном одре мы будем помнить зеленого петушка на палочке, которого вкушала наша первая любовь в детском садике, и имя ее будем помнить, в отличие от имен многих людей, с которыми познакомились недавно. Но не будем забывать о суммации – так называется эффект накапливания маловажных сигналов, превращающий их в важные. Ты заполнил чек в интернетмагазине, звякнул телефон, ты считал код подтверждения оплаты и, возвращаясь взором к монитору, бормочешь себе под нос: 1415, 1415, 1415... Так ты успеваешь не забыть цифры кода и вносишь их куда нужно. Это и есть суммация. Она связана с так называемым «пресинаптическим накоплением кальция», позволяющим сигналу усиливаться, так что мозг воспринимает его теперь как важного гостя. И ежели гость будет сочтен очень важным (если бормотать «1415» ты будешь не десять секунд, а сорок минут ежедневно в течение недели), то этот код ты, вероятнее всего, не забудешь ближайшие лет восемьдесят*.
Зазубривание показывало очень неплохие результаты. Это была та информация, которая сохранялись пожизненно, тот самый багаж, который отныне всегда был в твоем распоряжении. Кроме того, зазубривание качественных текстов делало богаче речь учеников, сложнее их словарь и, что важнее всего, развивало их память, ибо хорошие навыки в суммации упрощают и убыстряют этот процесс.
* Примечание Phacochoerus'a Фунтика: «1415 год – дата битвы при Азенкуре, кстати. Это когда англичане разбили французскую конницу, утонувшую в грязи».