Логистический союз
Международные автоперевозки грузов резко выросли в 2024 г. Россия стала активнее торговать с бывшими советскими республиками и Китаем
Количество заявок на перевозку грузов автотранспортом из России в другие страны по итогам 2024 г. выросло на 45%, следует из данных биржи грузоперевозок ATI.SU. Для сравнения: в 2023 г. динамика роста заявок на экспортном направлении составила 21%. Абсолютных показателей биржа не приводит.
По данным ATI.SU, рост числа заявок ускорился в IV квартале минувшего года до 80% по отношению к IV кварталу 2023 г. и до 41% к III кварталу 2024 г.
Основной вклад в динамику показателя внесли экспортные перевозки в государства постсоветского пространства. Например, количество заявок на перевозку в Белоруссию выросло в 2024 г. на 67%, в Казахстан – на 44%, в Азербайджан – на 69%, в Грузию и Киргизию – на 35%. Из дальнего зарубежья наиболее высокие показатели роста заявок на перевозки продемонстрировали Китай, Иран и Германия, а наиболее существенное снижение – Турция (-32%).
Объем заявок на перевозку грузов в Россию вырос за отчетный период на 36%, а цены – на 41%, свидетельствуют данные биржи. По итогам 2023 г. динамика импорта была существенно скромнее (+6%). Темпы роста заявок в 2024 г. также ускорились во второй половине года: в III квартале – на 68% в годовом выражении, в IV квартале – на 39%. Наибольший спрос на импорт грузовиками ATI. SU в 2024 г. зафиксировала из Китая и Азербайджана (рост в 3 раза год к году), а также из Казахстана, Узбекистана и Грузии.
В международных перевозках сохраняется волатильность, которая во многом вызвана проблемами с трансграничными платежами и прямыми санкционными ограничениями, говорит основатель и директор биржи ATI.SU Святослав Вильде. Он отмечает активный рост спроса на китайском направлении. «Ранее автомобильные грузоперевозки из этой страны в европейские регионы России считались не очень рентабельными, но теперь из-за роста товарооборота и перегруженности железных дорог ситуация изменилась», – поясняет он. Погрузка на сети РЖД в прошлом году, согласно данным монополии, снизилась на 4,1% до 1,18 млрд т. Также «Ведомости» неоднократно писали о перегруженности Восточного полигона железных дорог (БАМ и Транссиб).