«Ашрам Шамбалы». Часть 2: Доведение до самоубийства и секс с учителем — чем жили последователи секты
30 сентября 2021 года, после 11 лет заключения, на свободу вышел Константин Руднев, основатель «Ашрама Шамбалы» — когда-то самой известной в России секты. За 30 лет Рудневу удалось создать культ и подчинить себе тысячи людей. «Сноб» уже рассказал, как спортивная секция из Новосибирска стала сектой, а «просветленная жрица» Елена сбежала от голода и побоев. Во второй части секта зарабатывает капитал, сталкивается с правоохранительными органами и в ней впервые умирает человек
Сбежав из ашрама, Елена Захарова не сразу, но все-таки решилась вернуться к матери. К тому моменту они не виделись уже три года. Оказавшись дома, похудевшая и обессилевшая Елена впала в депрессию и, хотя была в безопасности, совсем не могла есть от стресса и нахлынувших воспоминаний: именно в этой квартире проходили их первые с Рудневым йога-вечера, еще задолго до появления секты. Елена вспоминает, что в тот период просто лежала на кровати и смотрела в потолок.Через 21 день голодовки мама вызвала санитаров и «великую жрицу» забрали в психиатрическую лечебницу спасать от расстройств пищевого поведения, обезвоживания и истощения. «Когда так долго голодаешь, организм сначала съедает себя, а потом начинает поедать мозг, — говорит Елена. — Ты становишься неадекватным. Костя это видел и запаивал меня сонапаксом (антипсихотический препарат. Оказывает антипсихотическое, транквилизирующее, антидепрессивное, противозудное и противорвотное действие. — Прим. ред.), таблетками наподобие антидепрессантов. У меня от него начинались галлюцинации». Потом в больнице Елена всячески отбивалась от любых таблеток.
На восстановление ушло четыре месяца. За это время Руднев несколько раз приезжал домой к матери Захаровой, но та гнала его прочь. В больнице Елену вернули к жизни: она начала есть, почувствовала себя лучше. Но, придя в себя, захотела вернуться в секту. «Мама пыталась помочь, даже устроила меня на работу уборщицей, но новые коллеги шарахались, ведь я только из дурки», — вспоминает она. Закрепиться в обычном мире не вышло. Елена говорит, что каждый день чувствовала одиночество и тоску и, не продержавшись на воле и полгода, вернулась в знакомую среду — пришла на одно из занятий, попросила встречи с Учителем и вновь стала жрицей.
Елена вспоминает время возвращения в секту как самый светлый период в отношениях с Константином. Оба соскучились друг по другу, и какое-то время между ними царило спокойствие и понимание.
Золотой век
Тем временем для «Ашрама Шамбалы»начались золотые годы. На вторую половину 90-х пришелся пик популярности духовных учителей, сект и целителей. Эзотерики вещали из каждого утюга. В 1998 году выставка чудо-предметов, способных исцелять от болезней, прошла прямо в фойе Госдумы. Целители публиковали книги и появлялись в газетах и на телевидении. Популярность пришла и к духовной школе «учителя Калки» (одно из множества имен Руднева).
Поклонники йоги и эзотерических практик со всей страны писали письма Рудневу — задавали вопросы, просили совета и приглашали провести семинар в их городе. Ашрамы открывались не только Новосибирске, но и в небольших городах по всей Сибири, в Анапе, Сочи, Москве и Петербурге. Секта насчитывала около 10 тысяч убежденных приверженцев.
Чтобы повысить популярность «Ашрама Шамбалы», Руднев придумал проморолики. Как рассказывает Елена, с помощью монтажа и оптических иллюзий наставники секты занимались гипнозом, «ходили по воде», «левитировали» и выходили невредимыми из пламени. Эти ролики показывались только на встречах с садхаками. Через несколько лет к «медиапроектам» добавились также авторский сайт и библия Руднева — автобиографическая книга «Путь Дурака», в которой воспевались ценности секты: отказ от семьи и работы, а также жизнь ради удовольствий.
Основным заработком «Ашрама Шамбалы» оставалась различная «образовательная» деятельность — продажа методичек, видеокассет с упражнениями и главное — духовные семинары.
Занятия проходили в основном в домах культуры, кинотеатрах, на турбазах и в санаториях. Каждый семинар секты длился несколько дней. Залы украшались огромными портретами Руднева и свечами. В начале был час йоги, затем индивидуальные практики, похожие на сеанс психотерапии. Такие занятия в качестве просветленной жрицы вела и сама Елена.
«”Намасте, брат!” — человек заходит, я его приветствую и читаю молитву, — описывает процедуру бывшая жрица. Текст молитвы она воспроизводит по памяти: — О великая божественная сила, в этот час я обращаюсь к тебе, и мы просим тебя: о, открой наши сердца и просвети наш разум для понимания той великой истины, которой является наша жизнь». Вокруг темно, полумрак, на Елене шаманский наряд, в воздухе благовония, чтобы гость почувствовал особенность момента и поймал нужное состояние. Люди шли на индивидуальные практики, чтобы рассказать, что их беспокоит: например, страх одиночества. Жрицы и наставники в ответ просили вспомнить, когда возникла тревожащая эмоция. «Например, его в детстве заперли в чулане, а он там бился и не мог выбраться. Тогда я говорю: “Ложись на кушетку”, — продолжает Елена. — Он лежит, представляет, что он в этом чулане заперт. Беспомощный. А я вдруг спрашиваю: как бы ты хотел эту ситуацию изменить? И даю свободу выбора. Он сам представляет, как хотел бы, чтобы все случилось: родители приходят, жалеют его. И я за ним повторяю его картинку. В результате человек выходит довольный и спокойный, а практика дает ему ключ, чтобы он мог вернуть это состояние в любой момент».