Агентство, студия, фриланс: какого подрядчика выбрать и как ему платить
Когда компания сталкивается с задачами, для решения которых не хватает внутренних ресурсов или экспертизы, встает вопрос о выборе подрядчика. Агентство, микроагентство, фриланс — разбираемся, чем они отличаются и на чём лучше остановиться.
Штат или аутсорс?
Для начала разберемся, действительно ли компании нужен подрядчик или эффективнее привлечь специалиста в штат. Выбор зависит от имеющихся у вас ресурсов и специфики задач. Если вы создаете продукт, требующий долгосрочного развития, имеет смысл собрать внутреннюю команду, которая будет его поддерживать. А вот разовую или проектную задачу дешевле и логичнее отдать подрядчику.
Второй ключевой вопрос, который важно себе задать: есть ли у внутренней команды достаточный уровень компетенций и отлаженная система работы над проектами подобного рода? За глубокой экспертизой в конкретной сфере (будь то презентации, брендинг или продуктовый дизайн) обычно идут к подрядчикам. И даже если речь идет о долгосрочном проекте, стоит привлечь внешних специалистов — чтобы они разработали стратегию и создали необходимые инструменты, которыми потом сможет пользоваться ваша внутренняя команда.
Важно оценить периодичность задач. Если они появляются раз в год, стоит сначала обратиться к подрядчику, а затем нанять одного-двух специалистов в штат, — они будут работать по уже готовым материалам, а не начинать с нуля.
Наконец, необходимо проанализировать экономическую выгоду. Если конкретная функция в компании не генерирует прибыль (так называемая «красная зона»), многие бизнесы отказываются держать соответствующий персонал в штате.
От одиночек до больших команд
В качестве подрядчиков могут выступать агентства, студии, микроагентства и фрилансеры. Кроме того, для выполнения некоторых задач может оказаться идеальным формат аутстаффинга. Давайте разберемся, в какой ситуации что подойдет.
Агентство отличается глубокой экспертизой в определенном типе проектов и собственным штатом специалистов (но может привлекать их и со стороны). Его услугами стоит воспользоваться, когда перед бизнесом стоит большая комплексная задача, требующая гибкости и нешаблонных решений.
Ключевая задача агентства — не следовать слепо запросам клиента, а консультировать, давать рекомендации для достижения результата и честно комментировать предложения внутренней команды заказчика.
При выборе агентства нужно смотреть на его опыт работы с кейсами клиентов. Если они масштабные, громкие и успешные, можно не поскупиться на деньги, но получить уверенность в результате. Однако уточняйте заранее, какая именно команда работала с понравившимися вам кейсами.
Студия работает только со штатными специалистами и в рамках их компетенций. Как правило, предлагает ограниченный набор конкретных пакетных решений, но отвечает за качество работы.