«Математика — отличный способ борьбы с дискриминацией»: как Александра Скрипченко стала первой женщиной — деканом матфака ВШЭ
В интервью Forbes Woman ученая рассказала, как обстоят дела с гендерным равенством в точных науках в Европе и России, и объяснила, что поможет сделать математику в школе более интересной
Сегодня почти треть студентов инженерно-математических специальностей — это женщины. Но 20 лет назад, когда семиклассница Александра Скрипченко оказалась в физико-математическом классе лицея «Вторая школа», она была всего лишь одной из двух девочек на 12 мальчиков. На мехмате МГУ, куда она поступила после школы, женщин было уже около 25% — правда, только среди студенток: преподавательниц было все еще очень мало на фоне профессоров-мужчин.
Сейчас 32-летняя Александра Скрипченко не только первая женщина-декан математического факультета Высшей школы экономики, но и одна из самых молодых деканов в университете. Она два года работала как постдок во Франции (постдокторантура — в странах Западной Европы исследование, выполняемое ученым, недавно получившим степень PhD), но потом вернулась в Россию, чтобы преподавать в ВШЭ и заниматься научной работой в Сколтехе. У нее есть сын, но ученая даже не уходила в декрет — заниматься ребенком Александре помогла ее мама. Декан признается: такую стремительную карьеру она смогла совместить с материнством только за счет того, что своей карьерой пожертвовала другая женщина. Александра считает, что математика — отличное средство борьбы с дискриминацией. Ведь это своеобразный язык, единый для всего мира, и если ты говоришь на нем свободно, с тобой довольно трудно не считаться. Мы поговорили с ней о том, почему еще она любит математику, о разнице подходов в российском и европейском образовании и о том, как представительство женщин в управлении университетов меняет научную среду.
— Есть ощущение, что у многих людей в России есть травма, связанная с изучением математики в школе. Для них математика — это непонятные теоремы и синусы с косинусами, которые никак не применимы к жизни. Сдав ЕГЭ, они радостно забывают о математике как о страшном сне. Можно ли это как-то изменить?
— Математики в российских школах, с одной стороны, слишком много, с другой — она очень оторвана от реальности. С арифметикой и базовыми формулами вроде сложных процентов все ясно: все понимают, что им предстоит брать ипотеку в будущем, так что такие вещи надо понимать. Но все, что происходит на математике после 5–6-го класса, — это для учеников тайна, покрытая мраком. Зачем это все, думают они?
А ведь математика — это мощнейший инструмент, позволяющий решать сложнейшие задачи. И понимать принцип работы такого инструмента особенно важно сейчас, когда все вокруг так цифровизировано.
Например, та же работа Google строится на относительно простом алгоритме под названием PageRank, который можно объяснить более-менее адекватным старшеклассникам. Или вот еще пример: недавно прошел чемпионат Европы по футболу, и мы знаем, что сейчас собирается огромное количество спортивной статистики — кто сколько голов забил, сколько передач сделал, как перемещался по полю и так далее. Строятся даже тепловые карты на каждого спортсмена! В результате можно предсказать, кто из футболистов будет наиболее эффективен на какой позиции — и все это благодаря математике. Думаю, если рассказать про это детям в 7–8-м классе, они с гораздо бóльшим энтузиазмом начнут изучать математику.
— А за что вы сами любите математику? Почему решили изучать именно эту науку?
— Я тоже ценю практическое применение математики, но для меня главное не это.
Математика — это такой универсальный язык, и, как и в случае с любым языком, его изучение делает человека богаче. А еще это способ думать. Тот, кто знает математику, может строить длинные логические цепочки, хладнокровно подходить к любой проблеме в любой сфере, доказывать оппоненту его неправоту с помощью цифр. И меня это завораживает.