«Лучше будет». Истории бизнесов, которые обязательно выживут. Часть 1. Туризм
Это первый текст нового цикла «Лучше будет». Если вы представитель сферы, которая сейчас по всем прогнозам аналитиков и хедхантеров «умирает», но вы не согласны с этим — напишите нам свою историю и как вы видите развитие вашей индустрии на адрес opinion+jivi@snob.ru. Лучшие тексты будут опубликованы на «Снобе». Мы начнем с туризма, самой уязвимой индустрии. О ее нынешних трудностях и путях их преодоления рассказывает Майя Котляр, основатель компании по индивидуальному туризму MAYEL Travel
Во-первых, я против истерии, паникерства, нагнетания, «хайпа» и танцев на костях. Я не люблю, когда труд и квалификацию профессионала по туризму принижают. Ведь в качестве «плана спасения» работникам туризма было в том числе предложено «пойти в курьеры». Это звучит цинично, унизительно и неэтично, так как менеджера со знаниями и опытом в туриндустрии приравняли к работнику, который может трудиться без каких-либо навыков.
Во-вторых, туриндустрия, как и любая другая сфера, сейчас переживает не лучшие времена. Туркомпании и авиаперевозчики работают на износ, чтобы решить проблемы, образовавшиеся вследствие форс-мажора по всему миру, и довольно неприятно, когда говорят: «Оставь все это, беги хоть куда-нибудь, тебе конец». Люди строили значимую для каждого из нас индустрию, работали, получали квалификацию. Они любят свою работу, в конце концов. Да и персоналу любых компаний, в любой индустрии бежать-то особенно некуда. Наоборот, идут массовые сокращения.
И в-третьих. Никакого конца туризма нет. Туризм не умирает и умирать не собирается. Туризм временно остановился, он обновится, переродится, но, пока существует человечество, летают самолеты, ездят машины, поезда, плавают корабли, не умрет.
Весь мир сейчас переживает кризис небывалого масштаба, и нельзя отделять туризм от остальных сфер, мы все, жители планеты — в одной лодке.
Путешествия — это отложенный спрос. После того как пандемия в мире сойдет на нет, я уверена, одним из первых восстановится именно туризм, после того как люди «заткнут» дыры по всем своим первостепенным, экстренно важным задачам. Почему? Потому что люди не пойдут в магазины за модной одеждой, не купят новую сумку, откажутся от товаров второй необходимости, а вместо этого поедут восстанавливаться от стресса, отдыхать. На любой доступный бюджет. Мы живем в эпоху глобализации, когда человек почувствовал «вкус» свободы перемещения и новых впечатлений. Можно привести пример Китая, там, по официальным данным АТОР, туристический сектор уже начал восстанавливаться.