В змеином клубке
Что делать, если коллеги начали распускать о тебе слухи и сплетни? О том, как вести себя с такими «змеями», взять ситуацию под контроль и не потерять лицо, рассказывает психолингвист Лорелла Гальцова.
Если ты спросишь любого специалиста по коммуникациям о том, как вести себя, когда о тебе сплетничают, то первым ответом будет – игнорировать. В таких обсуждениях определенно точно не стоит участвовать, но, несмотря на очевидность этого факта, люди зачастую неосознанно включаются в процесс, пытаясь защититься.
Нередко все это выливается в еще более неприятные ситуации, когда из-за внутренней обиды человек пытается сместить фокус внимания на другого, раскрывая его тайны и запуская новую сплетню. Подобный сценарий поведения может нанести удар по твоей репутации, при этом проблема так и не решится.
Что же делать? Самый простой вариант такой: если ты слышишь, что тебя обсуждают, то не давай никакой обратной связи. Не поддерживай разговор, игнорируй его, не прислушиваясь и не поворачиваясь к говорящим. Так можно контролировать уровень сплетен вокруг себя и сохранять холодный рассудок. Если ты заметила человека, который регулярно создает тебе проблемы, то стоит в целом меньше с ним взаимодействовать. В тех случаях, когда остановить коммуникацию невозможно, постарайся не замечать его высказываний в свой адрес – возможно, будет трудно и неприятно, но это точно меньшее из зол.
Время осознанной борьбы
Чтобы избежать сплетен, новичку в коллективе стоит изначально рассказывать о себе положительную информацию, предлагать интересные идеи для обсуждения, не делиться негативными новостями и тем более не транслировать те из них, которые могут спровоцировать в людях отрицательные реакции. Так за достаточно короткое время ты начнешь вызывать у коллег приятные эмоции и ассоциироваться с источником позитива. Но если конфликт уже случился, то можно стать сплетнику союзником – это один из вариантов разрешения ситуации. Например, если человек обратится к тебе за помощью, окажи ее, не высказывая пренебрежения или обиды. Выслушай переживания, позволь выплеснуть эмоции, а потом предложи возможное решение проблемы. Так ты встанешь на его сторону и снизишь негатив.
Если же ты не готова игнорировать ситуацию и не можешь не вступить в прямой диалог, то сделай это правильно. Спокойно и вежливо дай человеку понять, что готова обсудить конфликт, услышать его мнение. В этом случае у него больше не будет возможности пойти и обесценить тебя за спиной, ведь ты принимаешь вызов – напрямую и публично.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ. Можешь игнорировать – игнорируй, быстрее забудется. А не можешь – действуй взвешенно, без эмоций
«У меня настолько безупречная репутация…»
Никогда не принимай сплетни на свой счет. Многие домыслы формируются из-за личных обстоятельств говорящего. Сплетня может вообще не иметь к тебе отношения, просто человек в такой форме пытается выплеснуть накопившийся негатив.
СОВЕТ: при взаимодействии со сплетником важно опираться не на эмоции, а на неоспоримые факты. Не бойся задавать уточняющие вопросы, чтобы лучше разобраться в конфликте и аргументировать свою позицию.
Еще один неочевидный момент: если подобные ситуации случаются с тобой постоянно, то, возможно, имеет смысл поработать и над собой. Скажем, если на работе ты сфокусируешься на своих обязанностях на все 100 процентов (а не на 50, как раньше), то, возможно, и коллеги начнут видеть в тебе больше профессионала, нежели объект пересудов.
СОВЕТ: для формирования безупречной репутации не стоит делиться на работе личными тайнами. Лучше всего еще на этапе трудоустройства определиться с тем, что коллектив сможет знать о тебе, а что ты оставишь при себе.
Помни: деловая карьера строится на личных качествах и достижениях, поэтому передавать команде информацию нужно только ту, которая будет способствовать твоему дальнейшему продвижению по карьерной лестнице, а не ту, которая будет тебя каким-либо образом компрометировать. Более того, контролировать имеет смысл не только свои слова, но и действия. Например, нередко случается так, что люди, которые негативно к тебе настроены, начинают искать на твоих страницах в социальных сетях информацию, чтобы найти уязвимые точки. Постарайся не допускать подобного и грамотно выстраивать личные границы.
Корень зла
- Не забывай и о том, из-за чего чаще всего сплетничают люди – из-за одиночества, неуверенности в себе, неудовлетворенности в жизни. Порой сплетники просто хотят получить свою порцию внимания, оказаться в центре событий, почувствовать себя своими в «стае». Человек, распускающий слухи, думает, что таким образом он сможет обрести хоть какую-то значимость, рассчитывает на то, что коллеги поинтересуются его мнением. Тут можно лишь посочувствовать несчастной «змее» и принять то, что, возможно, в ее жизни есть негативные моменты, которые заставляют ее вести себя подобным образом.
- Попробуй посмотреть на сплетника с состраданием, ведь тот, кто проявляет мудрость, задает тон общения. Если начнешь подмечать в человеке его положительные качества, оценивать то, в чем он хорош, то и его отношение к тебе изменится, а желание распускать сплетни пропадет. В результате ты сможешь влиять на его стратегию поведения и задашь новые правила игры в ваших отношениях.
- Какие пути разрешения проблемы ты бы ни выбрала, твоя главная задача – сохранить достоинство и не поддаваться на провокации. Береги репутацию, опирайся на факты при решении конфликта и помни: защищать свое доброе имя и улучшать отношения в коллективе помогают профессионализм, искренность и открытость.
Фото: Kaspars Grinvalds/stock.adobe.com.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl