Что нужно знать о современных тенденциях в развитии городского транспорта?

Правила жизниОбщество

Передайте за проезд: как развивается общественный транспорт в России

В 2023 году анонсировали продление диаметров столичного метро до Тулы и Калуги. В принципе, за последние пять-десять лет общественный транспорт в России значительно поменял свой облик. Попытаемся вспомнить, как мы пришли от маршруток к электробусам, и узнать о современных тенденциях в развитии городского транспорта.

Мария Сербина

«Правила жизни»

Поздравляя москвичей с Днем города в 2023 году, президент РФ Владимир Путин анонсировал продление диаметров столичного метро до Тулы и Калуги. И это мы еще от новости про открытие велотрассы между Москвой и Санкт-Петербургом не отошли. Кроме того, на заседании президиума Госсовета по вопросам развития общественного транспорта президент отметил, что модернизация городского транспорта — первостепенная задача государства. Вот, как примерно выглядит развития транспорта в России.

До 2013 года

Современные дети вряд ли вспомнят эту картину. Зима, светлеет поздно, темнеет рано — в общем, сумерки большую часть суток. Ты стоишь с мамой, укутанный в пуховик, шарф, шапку — вы ждете маршрутку. Она приезжает переполненная, душная, тесная. Вы заталкиваетесь в нее, как кильки в банку. Если повезет, садитесь, но, вообще-то, даже стоя сложно упасть в такой давке. Одним словом, маршрутка.

В 2013 году понятие «маршрутное такси» юридически перестало существовать. Дело в том, что эти самые маршрутные такси с 1990-х годов принадлежали крупным предпринимателям. Оплата в них происходила по определенным тарифам, но только наличными — никакие проездные, «Тройки» и льготы не работали. С точки зрения качества и безопасности перевозки пассажиров к маршруткам было много вопросов и даже претензий. В 2018-м ВЦИОМ опубликовал результаты опроса, согласно которым 47% респондентов со всей России посчитали маршрутное такси самым опасным транспортом. Главной причиной опасений были аварии по вине водителя.

«Правила жизни»

Эти опасения не беспочвенны. Среди минусов частных маршруток отсутствие лицензии у водителя, неисправность микроавтобуса, отсутствие места для пассажиров с детской коляской и маломобильных граждан и частое несоблюдение водителями ПДД. Кроме того, в маршрутках было тесно, люди часто стояли во время поездки, а поручней предусмотрено не было, что тоже небезопасно. Например, в 2012 году жители Твери делились своими историями беспредела в маршрутках, среди которых не только аварии, но и другие происшествия. Один водитель не закрывал двери транспорта летом, объясняя это жарой. Он же рванул с места, когда девушка стояла на ступенях микроавтобуса, из-за чего она выпала из маршрутки. К сожалению, это не редкие случайности, а вполне постоянная история.

Не говоря уже о том, что трудовое законодательство также нередко игнорировалось владельцами маршрутного такси.

В общем-то, этот вид транспорта не устраивал не только пассажиров, но и государство, поскольку никак не вкладывался в развитие городской инфраструктуры и не использовал единую систему оплаты проезда, которая гарантирует страховку пассажирам и спонсирует развитие городского транспорта. Наконец, власти серьезно взялись за реформу общественного транспорта и создание единой системы, которая органично встраивается в городскую инфраструктуру.

В Москве или в России?

Одна из актуальных проблем: Москва — это не Россия. Это касается в том числе развития общественного транспорта. В то время как в столице открывают десяток новых станций метро, в Туле до сих пор ездят старенькие трамваи с жестяными лавочками. По данным Росстата за 2021 год, общественным транспортом в городах России пользуются только 42%.

Развитие общественного транспорта в Москве действительно происходит стремительно и качественно. К сожалению, пока трудно сказать то же самое про все города России, однако к этому власти стремятся.

С 2020 года центр компетенций в области моделирования транспортных потоков и транспортного планирования SIMETRA публикует рейтинг городов России по качеству общественного транспорта. Это научное исследование, проведенное совместно с экспертами Ассоциации транспортных инженеров и администрациями российских городов на основе открытых данных и данных геопространственного анализа. В 2022-м был представлен третий такой рейтинг. Всего в него вошло 82 города и Москва с Санкт-Петербургом отдельно, поскольку мегаполисы существенно отличаются от остальных населенных пунктов. Исследование оценивает физическую и ценовую доступность общественного транспорта, функциональность транспортной сети, комфорт и удобство, а также безопасность и устойчивость развития.

«Правила жизни»

В первой пятерке рейтинга оказались Пермь, Новокузнецк, Екатеринбург, Казань и Ижевск. Примечательно, что метрополитен есть лишь в одном из перечисленных городов. Авторы исследования объясняют, что Пермь и Новокузнецк лидируют с минимальным отрывом, поскольку именно там были проведены комплексные реформы в последние пару лет.

В то же время в Красноярске был обновлен парк подвижного состава городского электротранспорта и развилась сеть троллейбуса. Это помогло ему опередить Волгоград в рейтинге. Кемерово также провело транспортную реформу, обновив подвижной состав автобусного парка, а потому заслуженно продвинулось вверх по сравнению с рейтингом 2021 года.

При этом собственным метрополитеном могут похвастаться семь городов России: Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург и Новосибирск. Отдельно стоит выделить Волгоград: там еще с 1984 года работает «Метротрам» — скоростной трамвай с элементами метрополитена, то есть с рядом подземных станций. В 2011-м был открыт новый участок его маршрута — длина всего пути стала составлять 17,3 км.

Москва похорошела

По данным «Ведомостей», в 2022 году 64% респондентов, среди которых только жители столицы, пользуются общественным транспортом. Москва действительно более, чем другие российские города, улучшила свою транспортную систему. Причем иначе как «система» это и не назовешь: в единой связке работают автобусы, электробусы, трамваи, метрополитен, МЦК, МЦД, аэроэкспрессы и даже велосипеды, электровелосипеды и электросамокаты.

В 2013 году в Москве запустили сервис городского велопроката, а совсем недавно систему обновили: теперь горожанам доступны на выбор обыкновенные и электрические велосипеды. В 2018-м появился прокат электрических самокатов, которые как вид транспорта вызывают множество вопросов и дискуссий. На некоторых улицах столицы даже появились дорожные знаки, запрещающие движение электросамокатов.

В том же 2013-м Москва увидела «Тройку» — пополняемую карту для оплаты проезда на всех видах транспорта. По словам заместителя главы Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Алины Бисембаевой, уже в 2017-м по ней совершалось 80% всех проходов в московском транспорте. Это здорово, потому что экономит бумагу (раньше пассажиры покупали бумажные билетики), а также повышает безопасность поездки и снижает нагрузку на водителей, которые больше не продают проездные билеты.

Сейчас оплатить проезд «Тройкой» можно не только в столице, но и в Суздале, Муроме, Туле, Воронеже, Нижнем Новгороде, Новосибирске и многих других городах — всего более 30 населенных пунктов.

На самом деле еще раньше, чем столичная «Тройка», в 2011 году, в Петербурге появилась пополняемая карта «Подорожник». А в 2017-м была выпущена карта, объединяющая «Тройку» и «Подорожник», — для тех, кто часто бывает в обоих городах.

В начале 2023 года мэр Москвы Сергей Собянин сообщил в своем телеграм-канале, что «все турникеты в метро и на МЦК теперь могут принимать оплату проезда банковской картой». Это, конечно, дороже, чем платить «Тройкой», однако очень выручает в случае, если вы в Москве проездом и не хотите покупать «Тройку» ради пары поездок или если вы торопились и забыли «Тройку» дома. Оплатить проезд банковской картой можно также в Красноярске, Уфе, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Генетики восстановили карту мобильности в Римской империи: римляне переезжали почти также часто как современные люди Генетики восстановили карту мобильности в Римской империи: римляне переезжали почти также часто как современные люди

Как выглядела карта путешествий и миграций во время расцвета Римской империи?

ТехИнсайдер
От локальных магазинов до торговых гигантов: как маркетплейсы изменили индустрию продаж в России От локальных магазинов до торговых гигантов: как маркетплейсы изменили индустрию продаж в России

Как маркетплейсы развивают малый и средний бизнес?

Правила жизни
Я — сноб: художник Анатолий Akue Я — сноб: художник Анатолий Akue

Художник Анатолий Akue — о рисовании без цели и собачьей шерсти

СНОБ
От юбок из занавески до гигантских сумок на улицах Парижа: что стоит знать о дизайнере Симоне Порте Жакмюсе От юбок из занавески до гигантских сумок на улицах Парижа: что стоит знать о дизайнере Симоне Порте Жакмюсе

Начавший с самодельных вещей, теперь он заправляет самым почитаемым брендом

Правила жизни
Колумб золотых россыпей России Колумб золотых россыпей России

Лев Брусницын совершил технологический прорыв, самый настоящий научный подвиг

Зеркало Мира
Как стать счастливым: 12 простых способов и 7 действенных техник Как стать счастливым: 12 простых способов и 7 действенных техник

У каждого свой путь к счастью, но есть общие методики, эффективные для каждого

РБК
Простой ответ эксперта! Вот почему мышцы легче наращивать зимой Простой ответ эксперта! Вот почему мышцы легче наращивать зимой

Если ваша цель — большая фигура, то наращивать мышцы стоит зимой

ТехИнсайдер
Почему партнер пропадает после пары свиданий: 8 историй мужчин и женщин, которые занимались гостингом Почему партнер пропадает после пары свиданий: 8 историй мужчин и женщин, которые занимались гостингом

Почему мы сталкиваемся с гостингом и как после этого сохранить самооценку?

Psychologies
Пересаженный младенцу сердечный клапан растет вместе с ним Пересаженный младенцу сердечный клапан растет вместе с ним

История крохотного первооткрывателя, которому частично трансплантировали сердце

ТехИнсайдер
Сверхмощная солнечная вспышка позволила датировать неолитическое поселение с высокой точностью Сверхмощная солнечная вспышка позволила датировать неолитическое поселение с высокой точностью

Избыточный радиоуглерод нашли в древесине из памятника VI тысячелетия до н.э.

N+1
«Не добегаешь 50 метров — штраф 500 долларов»: как выглядят самые жесткие тренировки «Не добегаешь 50 метров — штраф 500 долларов»: как выглядят самые жесткие тренировки

Чаще всего эти тренировки сравнивают с армейской подготовкой

Maxim
За чашечкой кофе За чашечкой кофе

Важные причины, почему не стоит давать ребенку кофе

Лиза
«Мир поздней античности: 150-750 гг. н.э.» «Мир поздней античности: 150-750 гг. н.э.»

Жизнь Константинополя после падения Рима

N+1
Простые самодельные игрушки для кошек, перед которыми не устоит ни один питомец Простые самодельные игрушки для кошек, перед которыми не устоит ни один питомец

Как сделать дразнилки для котенка своими руками из подручных средств

ТехИнсайдер
6 уроков долголетия от 93-летнего бизнесмена и 4-кратного чемпиона по гребле. У него здоровье как у 30-летнего мужчины 6 уроков долголетия от 93-летнего бизнесмена и 4-кратного чемпиона по гребле. У него здоровье как у 30-летнего мужчины

Какие научно обоснованные способы позволяют продлить жизнь и оставаться в форме

Inc.
Сергей Горшков: «Снимать дикую природу за деньги не получится» Сергей Горшков: «Снимать дикую природу за деньги не получится»

«Именно камчатские медведи разожгли во мне искру страсти к съемке дикой природы»

Y Magazine
9 самых красивых самолетов: не читать перед началом серьезной работы 9 самых красивых самолетов: не читать перед началом серьезной работы

Самые необычные дизайны самолетов

ТехИнсайдер
​​​​​​​Альтернативный мир: 5 книг для тех, кто устал от новогодней сказки ​​​​​​​Альтернативный мир: 5 книг для тех, кто устал от новогодней сказки

Книги, которые помогут погрузиться с головой в альтернативную реальность

ТехИнсайдер
Долететь до горизонта Долететь до горизонта

Иногда кажется, будто быстроходные яхты летят между поверхностью воды и небом

Y Magazine
Кто еще в опасности? Вот как цифровые медиа влияют на тревогу у подростков Кто еще в опасности? Вот как цифровые медиа влияют на тревогу у подростков

Почему использование цифровых медиа связано с симптомами тревоги?

ТехИнсайдер
Слон Жюля Верна Слон Жюля Верна

Креативное продолжение фантазий Жюля Верна в путешествии по его родному городу

Вокруг света
«Ценнее коровы»: как индийские спортсменки борются за равенство «Ценнее коровы»: как индийские спортсменки борются за равенство

Спортивная школа Altius в Индии борется за изменения в патриархальном обществе

Forbes
Пакуйте чемоданы: 10 хороших фильмов, после которых захочется отправиться в путешествие Пакуйте чемоданы: 10 хороших фильмов, после которых захочется отправиться в путешествие

Фильмы, которые подскажут, где провести отпуск

Правила жизни
Какие животные будут первыми на Луне и Марсе Какие животные будут первыми на Луне и Марсе

Найдется ли в колониях на Масре и Луне место животным?

ТехИнсайдер
Как понять, есть ли у вас зависимость от кофеина Как понять, есть ли у вас зависимость от кофеина

Как понять, стали ли вы зависимы от ежедневной чашки кофе?

ТехИнсайдер
Арест брата, смерть сына: трудная судьба главного принца советского кино — Алексея Консовского из «Золушки» Арест брата, смерть сына: трудная судьба главного принца советского кино — Алексея Консовского из «Золушки»

Реальная жизнь актера Алексея Консовского была далека от сказки

VOICE
Бог из машины Бог из машины

Вышедший из-под контроля сверхчеловеческий интеллект – наше обозримое будущее?

Вокруг света
«Двести третий день зимы»: история страны, где вечно идет снег и замораживают протест «Двести третий день зимы»: история страны, где вечно идет снег и замораживают протест

Глава из романа Ольги Птицевой «Двести третий день зимы»

Forbes
Математика в аграрной практике Математика в аграрной практике

Как разработать стратегию цепочек поставок в АПК

Агроинвестор
Тестостерон оказался ответственен за чувствительность к общей анестезии Тестостерон оказался ответственен за чувствительность к общей анестезии

Чувствительность к общей анестезии модулируется тестостероном

N+1
Открыть в приложении