Что нужно знать о современных тенденциях в развитии городского транспорта?

Правила жизниОбщество

Передайте за проезд: как развивается общественный транспорт в России

В 2023 году анонсировали продление диаметров столичного метро до Тулы и Калуги. В принципе, за последние пять-десять лет общественный транспорт в России значительно поменял свой облик. Попытаемся вспомнить, как мы пришли от маршруток к электробусам, и узнать о современных тенденциях в развитии городского транспорта.

Мария Сербина

«Правила жизни»

Поздравляя москвичей с Днем города в 2023 году, президент РФ Владимир Путин анонсировал продление диаметров столичного метро до Тулы и Калуги. И это мы еще от новости про открытие велотрассы между Москвой и Санкт-Петербургом не отошли. Кроме того, на заседании президиума Госсовета по вопросам развития общественного транспорта президент отметил, что модернизация городского транспорта — первостепенная задача государства. Вот, как примерно выглядит развития транспорта в России.

До 2013 года

Современные дети вряд ли вспомнят эту картину. Зима, светлеет поздно, темнеет рано — в общем, сумерки большую часть суток. Ты стоишь с мамой, укутанный в пуховик, шарф, шапку — вы ждете маршрутку. Она приезжает переполненная, душная, тесная. Вы заталкиваетесь в нее, как кильки в банку. Если повезет, садитесь, но, вообще-то, даже стоя сложно упасть в такой давке. Одним словом, маршрутка.

В 2013 году понятие «маршрутное такси» юридически перестало существовать. Дело в том, что эти самые маршрутные такси с 1990-х годов принадлежали крупным предпринимателям. Оплата в них происходила по определенным тарифам, но только наличными — никакие проездные, «Тройки» и льготы не работали. С точки зрения качества и безопасности перевозки пассажиров к маршруткам было много вопросов и даже претензий. В 2018-м ВЦИОМ опубликовал результаты опроса, согласно которым 47% респондентов со всей России посчитали маршрутное такси самым опасным транспортом. Главной причиной опасений были аварии по вине водителя.

«Правила жизни»

Эти опасения не беспочвенны. Среди минусов частных маршруток отсутствие лицензии у водителя, неисправность микроавтобуса, отсутствие места для пассажиров с детской коляской и маломобильных граждан и частое несоблюдение водителями ПДД. Кроме того, в маршрутках было тесно, люди часто стояли во время поездки, а поручней предусмотрено не было, что тоже небезопасно. Например, в 2012 году жители Твери делились своими историями беспредела в маршрутках, среди которых не только аварии, но и другие происшествия. Один водитель не закрывал двери транспорта летом, объясняя это жарой. Он же рванул с места, когда девушка стояла на ступенях микроавтобуса, из-за чего она выпала из маршрутки. К сожалению, это не редкие случайности, а вполне постоянная история.

Не говоря уже о том, что трудовое законодательство также нередко игнорировалось владельцами маршрутного такси.

В общем-то, этот вид транспорта не устраивал не только пассажиров, но и государство, поскольку никак не вкладывался в развитие городской инфраструктуры и не использовал единую систему оплаты проезда, которая гарантирует страховку пассажирам и спонсирует развитие городского транспорта. Наконец, власти серьезно взялись за реформу общественного транспорта и создание единой системы, которая органично встраивается в городскую инфраструктуру.

В Москве или в России?

Одна из актуальных проблем: Москва — это не Россия. Это касается в том числе развития общественного транспорта. В то время как в столице открывают десяток новых станций метро, в Туле до сих пор ездят старенькие трамваи с жестяными лавочками. По данным Росстата за 2021 год, общественным транспортом в городах России пользуются только 42%.

Развитие общественного транспорта в Москве действительно происходит стремительно и качественно. К сожалению, пока трудно сказать то же самое про все города России, однако к этому власти стремятся.

С 2020 года центр компетенций в области моделирования транспортных потоков и транспортного планирования SIMETRA публикует рейтинг городов России по качеству общественного транспорта. Это научное исследование, проведенное совместно с экспертами Ассоциации транспортных инженеров и администрациями российских городов на основе открытых данных и данных геопространственного анализа. В 2022-м был представлен третий такой рейтинг. Всего в него вошло 82 города и Москва с Санкт-Петербургом отдельно, поскольку мегаполисы существенно отличаются от остальных населенных пунктов. Исследование оценивает физическую и ценовую доступность общественного транспорта, функциональность транспортной сети, комфорт и удобство, а также безопасность и устойчивость развития.

«Правила жизни»

В первой пятерке рейтинга оказались Пермь, Новокузнецк, Екатеринбург, Казань и Ижевск. Примечательно, что метрополитен есть лишь в одном из перечисленных городов. Авторы исследования объясняют, что Пермь и Новокузнецк лидируют с минимальным отрывом, поскольку именно там были проведены комплексные реформы в последние пару лет.

В то же время в Красноярске был обновлен парк подвижного состава городского электротранспорта и развилась сеть троллейбуса. Это помогло ему опередить Волгоград в рейтинге. Кемерово также провело транспортную реформу, обновив подвижной состав автобусного парка, а потому заслуженно продвинулось вверх по сравнению с рейтингом 2021 года.

При этом собственным метрополитеном могут похвастаться семь городов России: Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург и Новосибирск. Отдельно стоит выделить Волгоград: там еще с 1984 года работает «Метротрам» — скоростной трамвай с элементами метрополитена, то есть с рядом подземных станций. В 2011-м был открыт новый участок его маршрута — длина всего пути стала составлять 17,3 км.

Москва похорошела

По данным «Ведомостей», в 2022 году 64% респондентов, среди которых только жители столицы, пользуются общественным транспортом. Москва действительно более, чем другие российские города, улучшила свою транспортную систему. Причем иначе как «система» это и не назовешь: в единой связке работают автобусы, электробусы, трамваи, метрополитен, МЦК, МЦД, аэроэкспрессы и даже велосипеды, электровелосипеды и электросамокаты.

В 2013 году в Москве запустили сервис городского велопроката, а совсем недавно систему обновили: теперь горожанам доступны на выбор обыкновенные и электрические велосипеды. В 2018-м появился прокат электрических самокатов, которые как вид транспорта вызывают множество вопросов и дискуссий. На некоторых улицах столицы даже появились дорожные знаки, запрещающие движение электросамокатов.

В том же 2013-м Москва увидела «Тройку» — пополняемую карту для оплаты проезда на всех видах транспорта. По словам заместителя главы Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Алины Бисембаевой, уже в 2017-м по ней совершалось 80% всех проходов в московском транспорте. Это здорово, потому что экономит бумагу (раньше пассажиры покупали бумажные билетики), а также повышает безопасность поездки и снижает нагрузку на водителей, которые больше не продают проездные билеты.

Сейчас оплатить проезд «Тройкой» можно не только в столице, но и в Суздале, Муроме, Туле, Воронеже, Нижнем Новгороде, Новосибирске и многих других городах — всего более 30 населенных пунктов.

На самом деле еще раньше, чем столичная «Тройка», в 2011 году, в Петербурге появилась пополняемая карта «Подорожник». А в 2017-м была выпущена карта, объединяющая «Тройку» и «Подорожник», — для тех, кто часто бывает в обоих городах.

В начале 2023 года мэр Москвы Сергей Собянин сообщил в своем телеграм-канале, что «все турникеты в метро и на МЦК теперь могут принимать оплату проезда банковской картой». Это, конечно, дороже, чем платить «Тройкой», однако очень выручает в случае, если вы в Москве проездом и не хотите покупать «Тройку» ради пары поездок или если вы торопились и забыли «Тройку» дома. Оплатить проезд банковской картой можно также в Красноярске, Уфе, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дальше ехать некуда Дальше ехать некуда

На противоположной стороне планеты живут 45 человек и птица уэка

Вокруг света
«Жить нужно на позитиве!» «Жить нужно на позитиве!»

Денис Провалов не только альпинист, но и спелеолог с мировым именем

Зеркало Мира
Плачь по мне: 10 лучших песен Джастина Тимберлейка Плачь по мне: 10 лучших песен Джастина Тимберлейка

Вспоминаем знаковые треки в карьере Джастина Тимберлейка

Правила жизни
Стоит узнать! Исследование: как посты в соцсетях могут портить вашу жизнь Стоит узнать! Исследование: как посты в соцсетях могут портить вашу жизнь

Как мы воспринимаем личность человека на основе публикаций в интернете?

ТехИнсайдер
Время поэзии и политики: 6 самых важных книг Льва Рубинштейна Время поэзии и политики: 6 самых важных книг Льва Рубинштейна

Книги Льва Рубенштейна, на которые стоит обратить внимание в первую очередь

Правила жизни
«Хорошая сестра»: почему отношения между женщинами в семье могут быть такими сложными «Хорошая сестра»: почему отношения между женщинами в семье могут быть такими сложными

Отрывок из романа Салли Хэпвортс «Хорошая сестра» о сестрах-близнецах

Forbes
Почему стоит заниматься спортом под музыку? Почему стоит заниматься спортом под музыку?

Кто из нас не хотел бы такой же рельефный пресс, как у Генри Кавилла?

Maxim
Темное пиво, мертвые кролики и самцы лягушек: как раньше определяли беременность Темное пиво, мертвые кролики и самцы лягушек: как раньше определяли беременность

Как девушки в разные времена узнавали о своем положении?

ТехИнсайдер
Какие животные будут первыми на Луне и Марсе Какие животные будут первыми на Луне и Марсе

Найдется ли в колониях на Масре и Луне место животным?

ТехИнсайдер
Дорогие кости: почему скелеты динозавров и древних существ стоят миллионы долларов Дорогие кости: почему скелеты динозавров и древних существ стоят миллионы долларов

Почему кости динозавров вызывают такой ажиотаж на арт-рынке?

Forbes
6 самых востребованных китайских художников у коллекционеров современного искусства 6 самых востребованных китайских художников у коллекционеров современного искусства

Передовые современные художники из Поднебесной

Правила жизни
Михаил Боярский: «Нужна только любовь, больше ничего» Михаил Боярский: «Нужна только любовь, больше ничего»

«Есть у вас слизняки, змеи, тарантулы?» — «Михаил Сергеевич, уже приготовили»

Коллекция. Караван историй
Как работает уникальная защита днища Tesla: деталь, которая удивляет многих Как работает уникальная защита днища Tesla: деталь, которая удивляет многих

Что самое удивительное в машинах Tesla, о чем никто не знает?

ТехИнсайдер
Палеонтологи обнаружили древнейшую кожу амниот возрастом почти 300 миллионов лет Палеонтологи обнаружили древнейшую кожу амниот возрастом почти 300 миллионов лет

Палеонтологи описали древнейшие образцы кожи амниот

N+1
Каким был уровень грамотности населения в допетровской России Каким был уровень грамотности населения в допетровской России

Глава из книги «Академия при царском дворе» об образовании в допетровской эпохе

СНОБ
Сказать и не обидеть: 4 важные темы для разговора с партнером о сексе Сказать и не обидеть: 4 важные темы для разговора с партнером о сексе

Если не знаете, как начать разговор о сексе с партнером, используйте эти 4 темы

Psychologies
Диета при панкреатите: правила, меню, список продуктов Диета при панкреатите: правила, меню, список продуктов

Какой должна быть диета при панкреатите и холецистите?

VOICE
Вредные рецепты Вредные рецепты

Домашние маски, которые не принесут пользу или сделают даже хуже

Лиза
Сколько может прожить мотоцикл – и что надо делать, чтобы накатать на нем 500 тысяч Сколько может прожить мотоцикл – и что надо делать, чтобы накатать на нем 500 тысяч

Как ухаживать за техникой, чтобы передать раритет по наследству внукам?

ТехИнсайдер
Лайфхаки, которые работают: как сделать так, чтобы очки на холоде не запотевали? Лайфхаки, которые работают: как сделать так, чтобы очки на холоде не запотевали?

Почему запотевают очки, можно ли с этим что-то сделать?

ТехИнсайдер
Трус не играет в тлачтли! Трус не играет в тлачтли!

Свой «футбол» был и у индейцев Мезоамерики

Зеркало Мира
Они диверсифицируются Они диверсифицируются

Как средний бизнес превращает рыночные вызовы в амбициозные цели и планы

Монокль
Режиссер Шон Дуркин рассказал о своем новом фильме «Стальная хватка» — истории пути семьи великих чемпионов Режиссер Шон Дуркин рассказал о своем новом фильме «Стальная хватка» — истории пути семьи великих чемпионов

Их жизнь — изнурительные тренировки перед грядущим сражением

Maxim
В каком возрасте В каком возрасте

Существует ли идеальный возраст для вступления в брак?

ТехИнсайдер
Сравнительный анализ характеристик комитета по устойчивому развитию и качества ESG-отчетности в Нигерии и Южной Африке Сравнительный анализ характеристик комитета по устойчивому развитию и качества ESG-отчетности в Нигерии и Южной Африке

Как оценивают качество устойчивого развития в Нигерии и Южной Африке?

Позитивные изменения
Кто похитил Мону Лизу? Четыре громкие аферы в мире искусства Кто похитил Мону Лизу? Четыре громкие аферы в мире искусства

Восстанавливаем детали волнующих расследований преступлений в мире искусства

Правила жизни
Играя мускулами Играя мускулами

Эти скоростные американские машины видели, пожалуй, все

Зеркало Мира
Что добавить в воду, чтобы полотенца были пушистыми и благоухающими Что добавить в воду, чтобы полотенца были пушистыми и благоухающими

Можно ли сделать домашние полотенца такими же уютными как в СПА-салоне?

VOICE
Что у креатина может быть общего с христианином? Вы удивитесь, когда узнаете происхождение слова “кретин” Что у креатина может быть общего с христианином? Вы удивитесь, когда узнаете происхождение слова “кретин”

Поговорим сегодня про кретинов с их нелегкой судьбой

ТехИнсайдер
Искусственное мясо вырастили в среде без факторов роста Искусственное мясо вырастили в среде без факторов роста

Стволовые клетки мышц быка можно выращивать в среде без факторов роста

N+1
Открыть в приложении