Опять залип...
Детей сегодня не оторвать от планшета, жалуются родители. Но тут же сами их им и подсовывают – лишь бы ребенок не мешал взрослым заниматься своими делами. Так, может, от гаджетов все же есть польза? Есть, но не такая, как ты думаешь.
Нашу жизнь уже сложно представить без гаджетов. С самого раннего возраста дети начинают активно интересоваться смартфонами и планшетами: тыкать в светящийся экран – самое увлекательное для них занятие. Гаджеты, бесспорно, облегчают жизнь родителям, но часто и приносят множество проблем – от ухудшения зрения ребенка до его неспособности взаимодействовать с людьми в реальном мире.
Польза? Есть!
Как и у любого жизненного явления, здесь есть свои плюсы и минусы: нельзя однозначно утверждать, что гаджеты – вселенское зло. Но в отношении детей младшего возраста польза измеряется только степенью удобства для родителей. Психологи всего мира сходятся во мнении, что ребенку до 3–5 лет ни к чему ежедневно пользоваться смартфоном и планшетом. А вот говоря о пользе гаджетов для детей старше 5 лет, смело можно упомянуть:
развитие: различные приложения помогают ребенку учиться читать и считать, осваивать иностранные языки, развивать познавательные процессы в целом;
быстрое и удобное получение информации: легко можно найти нужную книгу или изображение редкого животного, которые нужны ребенку для учебы;
возможность чем-то занять малыша во время длительного ожидания. Например, сидя в очереди в поликлинике, можно дать ребенку поиграть в планшет;
веселое времяпрепровождение и улучшение настроения: развлекательные игры, онлайн-общение с интересными собеседниками.
Вредно, но не всегда
Безусловно, только при соблюдении меры в использовании электронных устройств можно оценить их пользу. Как только родители перестают следить за временем, которое ребенок за ними проводит, они начинают заменять ему живое общение, игры со сверстниками, можно смело утверждать – гаджеты вредят!
Ухудшение физического здоровья. Ежедневное длительное использование мобильных устройств нередко приводит к тому, что у ребенка значительно ухудшается зрение. Кроме того, дети, которые регулярно проводят время за гаджетами, мало двигаются, что приводит к набору веса. Например, в Америке дети много сидят перед телевизором, при этом что-то жуют. После просмотра мультиков чадо устраивается у компьютера и играет два часа подряд в сетевую стрелялку, а там уже ужин и сон...
Кстати, о сне. Использование мобильных устройств может провоцировать и различные расстройства сна, особенно если ребенок берет телефон с собой в кровать и постоянно проверяет соцсети или допоздна играет в игры. Голубой свет экранов влияет и на выработку мелатонина, что провоцирует появление проблем с засыпанием.
Ухудшение психологического состояния. Избыток информации, доступ ко всевозможным сайтам, требующим безотрывного включения игры – все это может отрицательно сказываться на детской психике, делая ребенка нервным, суетливым и раздражительным. Он уже привык к тому, что в Интернете получает все и сразу, и даже кратковременные неполадки с сетью могут вызывать у не- го бурю негативных эмоций – от раздражения до гнева.
Особенно сильно на психологическое состояние и самооценку ребенка могут влиять соцсети и форумы. Множество незнакомых людей способны не только высказать неприятное мнение, но и унизить, оскорбить, применить эмоциональное насилие.
«Одностороннее» развитие. Частое использование гаджета обедняет окружающую среду ребенка. Для него все вокруг – предмет для развития и познания. Держа в руках телефон, ребенок лишается возможности развивать мелкую моторику, совершать различные манипуляции с предметами. А ведь мелкая моторика неразрывно связана с развитием познавательных процессов, речью.
Пробелы в развитии эмоционального и социального видов интеллекта. Ребенку нужно живое общение, а не игры с телефоном. Залипание в экран крадет время у необходимой в этом возрасте социализации. У детей не формируется понимания того, как вести себя в реальном мире. Если смски и игры заменяют ребенку встречи и разговоры с друзьями, то со временем при живом общении он будет ощущать неловкость из-за незнания того, что ему делать и говорить. Постоянное использование гаджетов перерастает в серьезную зависимость, избавиться от которой совсем не просто. И родителям необходимо взять на себя ответственность за «избалованного» ребенка и признать, что это проблема, с которой сам он не справится.
Запретить нельзя давать
Но что делать: раз и навсегда запретить гаджеты, без которых он уже не мыслит своего существования? Это как-то неразумно. Тогда как суметь найти ту самую разумную грань? Первое, что нужно сделать, – определить меру.
Не запрещай, а вырабатывай здоровое отношение к устройству. Если гаджет совсем будет недоступен ребенку, ты получишь эффект запретного плода. Кроме того, он может начать обманывать, используя телефон или планшет втайне от тебя.
Если у ребенка уже есть постоянное желание смотреть мультики или играть в игры, обсуди с ним время использования гаджета. Например, до полутора часов в день, но не более 30 минут за раз. При этом ты должна быть готова не просто отбирать планшет, а отвлекать ребенка, заинтересовывать его чем-то другим: общением, игрой со сверстниками, спортом, творческими занятиями.
Объясни, что гаджет – это помощник, к которому мы обращаемся, только когда он действительно необходим. Среди игр сделай упор на развивающие головоломки или интересные викторины. По возможности обсуждай с ребенком, какую пользу он сегодня получил от своего помощника: какую информацию нашел, какие знания получил, какие сделал выводы. Будь вовлеченной в то, что делает ребенок, разделяй его интересы, стремления, хвали за успехи и помогай в решении вопросов.
Будь достойным примером: не зависай в телефоне (хотя бы в присутствии ребенка!). Подумай, нет ли у тебя самой цифровой зависимости. Никакие методы не подействуют, если ты будешь заставлять ребенка отказаться от того, от чего сама отказаться не в силах. Дети не только берут пример с родителей, но и расстраиваются, чувствуют сильную тревогу, когда самые близкие люди предпочитают им гаджеты
Мы сами все это создали
Многим детям сейчас неинтересны «простые» игрушки или ролевые игры («Дочки-матери», «Магазин»), которые просто необходимы им для обогащения чувств, накопления опыта, развития воображения и обретения навыков коммуникации. А родители ломают голову, чем им удивить избалованного ребенка, которому обычные подарки – куклы, машинки, медведи – не приносят радости. Он может устроить настоящую истерику из-за того, что не получил навороченный телефон или планшет. Может, пора как-то менять его интересы?
Это важно помнить
■ Знакомить детей с гаджетами лучше после 3 лет. В 3–4 года ребенку не стоит использовать гаджет более получаса в день. В 5–6 лет – не более полутора часов. При этом устройство должно быть защищено программой родительского контроля. Дети не должны сами осваивать телефоны или планшеты – этому их должны обучать близкие взрослые.
■ Не стоит давать гаджет ребенку, что успокоить или занять его, когда он требует внимания, а у взрослых есть «дела поважнее». Важно помнить: многие дети берут гаджет просто потому, что им нечем себя занять.
■ Покупая гаджет для младшего школьника, объясни ему, что телефон – не игрушка, а необходимый предмет. Приобрети простой смартфон с хорошей батареей, на который можно установить приложение для отслеживания местоположения ребенка.
■ Чтобы сократить время использования гаджетов, создай дома «свободные зоны» от них (например, кухня, спальня). Если это правило будут соблюдать все домочадцы, то со временем ребенок привыкнет и начнет воспринимать эту «традицию» как часть жизни.
■ С подростками сложнее и придется в чем-то просто смириться. Им важно ощущать себя самостоятельными, получать внимание и оценку сверстников. Соцсети для них – способ самовыражения, возможность проявить себя, рассказать о своих интересах. Чтобы не допустить полного погружения ребенка в Сеть, с ним надо больше общаться, знать, чем он живет, что его беспокоит, что имеет для него наибольшее значение. Это поможет ему быть более отрытым, уверенным в себе и способным жить не только в виртуальном мире.
■ Полноценное развитие ребенка возможно только при постоянном контакте с окружающим миром. Это общение с родителями и сверстниками, развивающие игры, изучение природы. Объясни ребенку, что гаджеты облегчают жизнь, но не заменяют ее. Покажи на собственном примере, что реальный мир со всеми его загадками и красотой гораздо интереснее любого гаджета.
Вера Гуляева, психолог
Фото: yuliiapedchenko /stock.adobe.com
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl