Метод: “Сознание – всадник, бессознательное – лошадь”
У этого метода неоднозначная слава. Многие считают его средством для манипуляций. Так ли это? Выясняем с преподавателем нейролингвистического программирования, психологом Надеждой Владиславовой.
Psychologies: Что такое НЛП?
Надежда Владиславова: Ответ заключен в названии. Давайте разбирать: «нейро» означает, что мы воздействуем на собственный мозг, в котором в результате нашего воздействия перестраиваются нейроны. «Лингвистическое» – воздействие происходит с помощью специальных технологий, мы подбираем особые слова и выстраиваем фразы в соответствии с заданными целями. «Программирование» – мозг состоит из программ. Они управляют нашим поведением, но чаще всего не осознаются. Если поведение перестало нас устраивать, мы можем заменить программы, модифицировать имеющиеся или установить новые.
Это трудно сделать?
Н.В.: Это зависит от того, насколько у вас налажена связь между сознанием и бессознательным. Объясню это с помощью метафоры. Представим, что сознание – это всадник, а бессознательное – лошадь. Лошадь гораздо сильнее, она несет на себе всадника. А всадник задает направление и скорость движения. Если они в согласии, то легко попадут в назначенное место. Но для этого лошадь должна понимать всадника, а всадник должен уметь подавать лошади понятные сигналы. Если этого не происходит, лошадь стоит как вкопанная или мчится неизвестно куда, а может и вовсе взбрыкнуть и сбросить всадника.
Как выучить «лошадиный язык»?
Н.В.: Примерно так, как мы только что делали, говоря о лошади и всаднике. Словарь бессознательного – это образы: визуальные, слуховые, кинестетические... Есть и грамматика: разные способы вызывать и соединять эти образы. Тут нужна практика. Но тех, кто научился общаться с бессознательным, сразу видно, они самые успешные в своей профессии...