Метод зеленой ручки
И еще 5 способов мотивировать ребенка на учебу
Многие школьники воспринимают уроки как неприятную обязанность и при любой возможности стараются от нее увильнуть. В силах родителей помочь детям настроиться на получение знаний. Но важно не заставлять ребенка, взывая к совести и рисуя мрачные перспективы, а мотивировать его, чтобы он сам стремился учиться.
Отринуть страх
В зарождении мотивации большую роль играет окружающая среда. Детям нужно расти в таких условиях, чтобы им было во что играть, чем увлекаться, чему удивляться, откуда брать впечатления. Психолог Людмила Петрановская считает: чтобы дети хорошо учились, они не должны бояться ошибаться. Но все вокруг них построено на внимании к промахам и недочетам. В школе ребенок постоянно слышит, что он делает не так – не успевает, путает, не понимает. Дома его тоже поучают, выражают недовольство. И если некоторые дети это легко переносят, то для других бесконечное указывание на ошибки выливается в сильные переживания и стресс.
Родителям важно показать ребенку, что они его любят просто так, а не за правильно выполненные задания. Важно подавать и личный пример. Когда ты сама в последний раз читала книгу? Если мама и папа все время сидят в своих телефонах, какие претензии у них могут быть к детям? Взрослые должны сами постоянно чему-то учиться, чем-то интересоваться, беседовать о том, что происходит в мире. Тогда и ребенок будет заражаться от вас, проявляя ко всему любопытство.
Вызвать интерес
Лучшее, что можно сделать для развития мотивации у детей, – быть рядом и интересоваться вместе с ними. Но это не означает неусыпный контроль. Воспользуйся простыми методами, которые поддержат самооценку ребенка и создадут в вашей семье благоприятную атмосферу.
МЕТОД ЗЕЛЕНОЙ РУЧКИ. В школе учителя указывают детям на ошибки красной ручкой. Этот агрессивный цвет заставляет ребенка сосредотачиваться на своих промахах. Так его успехи будто обесцениваются, а ошибки возводятся в наивысшую степень. Родителям стоит больше внимания обращать на то, что у детей хорошо получается. Проверяя черновик с домашним заданием, пользуйся зеленой ручкой, выделяя ею верные ответы, красиво написанные буквы. И дело тут не столько в использовании пасты определенного цвета, сколько в фокусе на положительных результатах. Если ребенок сам, без напоминаний сел за уроки, похвали его за сознательность – «подчеркни зеленой ручкой».
«Я-СООБЩЕНИЯ». Используй их, когда хочешь выразить ребенку свое неодобрение: «Я чувствую раздражение, потому что…», «Я расстроена твоим поведением». Применяя такие фразы, ты избавляешься от обвинительного тона, который вызывает у ребенка протест и неприязнь. С их помощью тебе станет намного проще выстраивать конструктивный диалог.
СОРЕВНОВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ. Вместе с ребенком ведите рейтинг школьных предметов. Представить его можно в виде таблицы или рисунка. Также можно использовать игрушки, которые нравятся ребенку. Например, мяч – это математика, а машинка – литература. За хорошие отметки и правильно сделанные задания соответствующий предмет получает баллы. При этом не стоит сосредотачивать все внимание именно на оценках. Лучше спрашивать, какую полезную информацию сегодня узнал ребенок по предмету, что его особенно заинтересовало.
ДЕРЕВО ДОСТИЖЕНИЙ. На листе бумаги вместе нарисуйте большое дерево. Ежедневно прикрепляйте к нему листочки, на которых будут написаны или нарисованы достижения ребенка. Никакой критики – только положительное. Заметила, что у ребенка что-то хорошо получилось, прикрепи листочек к дереву. Это поможет малышу любить себя, не оглядываясь на мнение окружающих. Он будет понимать, что он может, на что способен. Этому упражнению можно уделять всего 5–10 минут в день, но пользу это принесет на долгие годы вперед.
ВСЕ ВИДЫ КОНТЕНТА. В школе для объяснения темы обычно используют стандартные схемы подачи материала. Но все дети разные, и для усвоения знаний им нужны разные подходы. Предложи ребенку, например, передать прочитанный текст пятью способами. Пусть он нарисует это или разыграет сценку. Решать задачи и примеры можно с использованием конфет, фруктов, деталей конструктора. Если ребенок не понял объяснения учителя, поищи в Интернете интерактивные уроки и попробуйте с их помощью вместе изучить материал.
ПЕРЕЗАГРУЗКА. После успешного выполнения какого-то задания всегда устраивай ребенку интересный перерыв. А также в тот момент, когда замечаешь, что ему трудно сосредоточиться. Можно потанцевать минут 10 (пусть ребенок выберет свою любимую мелодию) или просто повеселиться. Это не только снимет усталость, но и поднимет ребенку настроение, даст ему возможность почувствовать себя комфортно и уверенно.
Поддержать мотивацию
Заинтересовать ребенка учебой бывает очень непросто, а вот убить этот интерес легко.
КРИТИКА, ОБЕСЦЕНИВАНИЕ, ЗАПУГИВАНИЕ – все это день за днем разрушает мотивацию. Не прибегай к ним. Если тебе удалось настроить ребенка на нужный лад, старайся поддерживать этот здоровый и естественный интерес.
ПРОЯВЛЯЙ СОЧУВСТВИЕ, КОГДА РЕБЕНОК НАХОДИТСЯ В СОСТОЯНИИ СТРЕССА. У детей очень большая нагрузка. Например, учитель русского языка вряд ли справится с заданиями по химии, физике и географии. А старшеклассник все это осилит. Школьникам младшего возраста тоже трудно, и отчасти потому, что у них мало остается времени на то, чтобы играть и общаться со своими сверстниками. А для детей это очень важно!
НЕ ЗАЦИКЛИВАЙСЯ НА ОЦЕНКАХ. Довольно часто они ни о чем не говорят. «4» может указывать как на то, что ребенок знает все по теме, так и на то, что он вообще ничего не понимает.
УДЕЛЯЙ ВНИМАНИЕ УСПЕХАМ. Учителя просят родителей прийти в школу, когда хотят рассказать им про плохую успеваемость или не вполне адекватное поведение ребенка. Но поговорить можно и про достижения детей, про то, что они сделали сегодня хорошего, что у них получилось. Интересуйся у педагогов, как ребенок справляется, как слушает учителя, в чем его сильные стороны. Спроси, как преподаватели стараются (и стараются ли?) мотивировать детей, и что они могут посоветовать тебе. Так ты не только будешь в курсе школьных дел, но и поможешь учителю обратить внимание на своего ребенка.
СЛУШАЙ. Дать указания, сделать выговор могут все, а вот внимательно выслушать – не каждый. Взрослым обычно неинтересно, как ребенок пришел к какому-то выводу. Они объясняют ему, как это надо было понять, сделать. Да, это тоже ценно, но все же сам процесс гораздо важнее, чем результат, даже если в ходе выполнения задания были ошибки и неудачи.
Фото: Elena Schweitzer/stock.adobe.com
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl