Домик в деревне: почему фермерские продукты не всегда лучше промышленных
Уже осенью Госдума может рассмотреть законопроект о закреплении понятия фермерской продукции. В Минсельхозе считают, что после этого крупные агропредприятия не смогут вводить потребителей в заблуждение, а продукции небольших хозяйств станет проще попасть в торговые сети. В каких отраслях фермеры наиболее активны и отличается ли в действительности их продукция от промышленной, разбирался Forbes.
В 2023 году в России планируется законодательно закрепить понятие фермерской продукции. Об этом несколько раз с начала года заявляли в Минсельхозе. Соответствующий закон может быть рассмотрен Госдумой уже в ходе осенней сессии. Появление отдельного понятия «фермерская продукция», объясняли в пресс-службе вице-премьера Виктории Абрамченко, необходимо, чтобы запретить крупным агрокомпаниям называть свою продукцию фермерской, вводя потенциальных покупателей в заблуждение.
Мера, как предполагается, может также стимулировать сбыт продукции микро- и малого предпринимательства. Фермеры смогут легче заходить в ретейл «без дополнительных ГОСТов, без дополнительных юридических временных и затратных препятствий», объясняла директор департамента развития сельских территорий Минсельхоза Ксения Шевелкина. Идея, говорила Шевелкина, уже обсуждалась с представителями торговой сети «Магнит». Помимо этого, фермерские продукты предлагается продвигать в системе госзакупок для детского и школьного питания.
Стереотипы и качество
Опрошенные Forbes эксперты и участники рынка единогласны — распространенное мнение о том, что фермерская продукция всегда качественнее произведенной крупным предприятием не соответствует действительности. «В сознании многих потребителей закрепилось убеждение: фермеры выпускают органическую, экологичную, а значит, здоровую и натуральную продукцию», — рассуждает генеральный директор Petrova Five Consulting Марина Петрова. Но, по ее словам, нельзя ставить знак равенство между понятиями «фермерский продукт» и «эко-продукт».
«В глазах потребителей фермерская продукция выглядит более полезной потому как, по их мнению, для ее изготовления используется меньше «химии» — гербицидов и удобрений, если говорить про растениеводство, или антибиотиков и ветпрепаратов в животноводстве. Поэтому производители часто используют слова «фермерский» в рекламе своих продтоваров», — говорит генеральный директор Streda Consulting Алексей Груздев.
Требования к безопасности и качеству пищевого производства одинаковы для крупных и мелких производителей, включая фермеров, отмечает председатель правления Союза органического земледелия Сергей Коршунов. Технологии оценки качества действительно одинаковы, что для фермерских хозяйств, что для промышленных производств, подтверждает вице-президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) Ольга Башмачникова. Даже если фермер реализует продукцию не в магазинах, а на ярмарках, он подтверждает качество декларацией соответствия производства или сертификатом качества продукции. К продаже на ярмарке допускаются товары со справкой о качестве, выданной работающей на рынке ветлабораторией. По мнению Башмачниковой, фермерам было бы проще выйти на рынок, если бы систему контроля качества упростили.