Банк в помощь
Новый способ заставить продавца вернуть деньги за покупку или услугу
Возможно, в твоей жизни случалось, что интернет-магазин доставлял либо не то, что ты оплатила, либо бракованную вещь. Крупные магазины дорожат репутацией и, как правило, возвращают деньги. Но нередко бывает, что продавец после предъявления претензий со стороны покупателя отказывается от выполнения своих обязательств или просто перестает выходить на связь. Как в этом случае вернуть свои деньги? Оказывается, можно это сделать с помощью банка – если использовать инструмент, который называется чарджбэк.
Как это работает
Чарджбэк – это процедура оспаривания платежа по банковской карте. Обычно к ней прибегают при возникновении разногласий между покупателем и продавцом товара или поставщиком услуги. В процессе возврата платежа участвуют банк покупателя, банк продавца и платежная система, через которую шла оплата. Схема возврата выглядит так. Недовольный покупатель обращается в свой банк и просит его вернуть деньги на свой счет. Банк оценивает, можно ли начать процедуру чарджбэка. В тех случаях, когда это возможно, он передает претензию покупателя платежной системе, которая отправляет ее банку продавца. Тот проверяет, действительно ли его клиент обязан вернуть деньги. Если все так и есть, банк спишет нужную сумму со счета продавца и через платежную систему отправит ее банку покупателя. После этого возврат поступит на счет покупателя. Чаще всего чарджбэк – это бесплатная процедура для клиента, хотя любой банк имеет право устанавливать за нее комиссию. Но в таком случае ее размер обязательно должен быть указан в твоем договоре с банком.
Если тебя обманули
Ситуации, в которых можно запросить возврат оплаты покупки, подробно описаны в правилах платежных систем и банков.
Вот самые распространенные из них:
- ты оплатила товар, но не получила его;
- продавец доставил не тот товар, что ты заказывала, или отправил бракованную вещь. Ты вернула покупку, но денег не получила;
- с твоей банковской карты сняли больше, чем стоили товар или услуга;
- продавец списал деньги по ошибке;
- деньги за одну и ту же покупку списали с твоей карты дважды;
- отель заявлял, что бронь можно отменить бесплатно, но, когда ты это сделала, с тебя все равно взяли оплату за номер;
- сервис аренды автомобилей списал с карточки деньги за устранение повреждений, которые произошли не по твоей вине.
Когда могут отказать в возврате
- Если твой банк вообще не проводит процедуру чарджбэка.
- Если твоя претензия не соответствует правилам чарджбэка платежной системы, которая обслуживает твою карту, или правилам твоего банка.
- Если ты обратилась за чарджбэком позже отведенного на это срока. Банк также может запросить у тебя дополнительные подтверждающие документы или порекомендовать еще раз связаться с продавцом, если до этого ты сделала только одну попытку.
Порядок действий
1. Подай в свой банк заявление на возврат. Сделай это сразу после того, как получила отказ от продавца или поняла, что ответа, скорее всего, не будет. Обычно подать заявление можно в течение 120–180 дней с момента перечисления денег. Но уточни, какие правила действуют в твоем банке. За возвратом обращайся именно в свой банк, а не в банк продавца. Скажи, что хочешь опротестовать операцию по карте (не все операционисты знают слово «чарджбэк»). Тебе дадут форму заявления или попросят написать претензию в свободной форме.
2. Приложи к претензии все документы, которые имеют отношение к делу. Например, чек, копию почтовой квитанции, которая подтвердит отправку товара обратно в магазин, переписку с продавцом. Если твои письма остались без ответа, обязательно приложи их тоже.
3. Дождись решения банка. Он обязан принять заявление на возврат и дать на него ответ в течение 30 дней, если ты делала покупку внутри страны, или 60 дней, если ты оплатила товар или услугу зарубежному продавцу. Банк либо запустит процедуру чарджбэка, передав твое заявление через платежную систему в банк продавца, либо откажется возвращать деньги.
4. Получи свои деньги. После того, как твой банк передаст претензию платежной системе, она переадресует ее банку продавца, и тот проведет свое расследование. Может оказаться, что с тебя списали деньги или не вернули их совершенно законно. Например, ты купила авиабилеты по невозвратному тарифу, а потом решила отказаться от них. В этом случае чарджбэк не поможет тебе получить оплату назад. Если же выяснится, что продавец действительно неправомерно списал деньги с карты, его банк через платежную систему переведет нужную сумму в твой банк. А тот зачислит ее на твой счет.
Фото: ShutterStock/Fotodom.ru
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl